Украинский МИД активно «открещивается» от идеи размещения элементов системы противоракетной обороны (ПРО) сил НАТО в Украине, уверяя, что в ближайшее время этого не случится. Однако геополитическое положение нашей страны будет способствовать «возрождению» этой темы вновь и вновь. Чтобы разобраться, кому внутри Украины и в мире выгодно размещение системы ПРО, а так же выяснить, какие угрозы несет нам ПРО, корреспондент «ГолосUA” обратился к исполнительному директору российского неправительственного фонда «Международные научно-технические программы», члену-корреспонденту Национальной академии наук Украины Виталию Шелесту.
— Виталий Петрович, ваша точка зрения — нужно ли Украине размещение элементов ПРО на нашей территории и какие еще страны в этом заинтересованы?
— Вопрос сложный, потому что он состоит из двух аспектов. Первый — чисто политический, второй — оборонный.
Начну со второго. Насколько нужно в Восточной Европе размещать элементы ПРО? Против кого она направлена и чему должна воспрепятствовать? Дело в том, что страны, которые обладают или близки к обладанию ракетноядерным оружием и которых опасаются страны НАТО, в том числе и Соединенные Штаты, расположены достаточно далеко от этого региона.
— Вы имеете в виду Иран, Ирак, Корею?
— Да. Не следует забывать и том, что уже существует исламская ядерная страна — Пакистан. В любой момент это, как говориться, может стать серьезным фактором. Так вот, размещение в Восточной Европе системы ПРО или ее элементов препятствует их ядерной угрозе в очень малой степени, так как не обеспечивает контроль за запуском ракет на начальной стадии — стадии разгона. То есть, с технологической и оборонной точки зрения, значение размещения ПРО в Европе маленькое. Это — политические игры.
Убежден, что размещение ПРО в Украине не является хорошим, взвешенным шагом. Это поляризует позицию Украины, в том числе и по отношению к России, без большой на то нужды.
— Не могли бы вы подробнее остановиться на реальной мотивации Запада в этом вопросе?
— Это делается в противовес России. Не в том смысле, что это — какое-то военное нагромождение, какие-то элементы, направленные прямо против Российской Федерации. Скорее, создание плацдарма в восточноевропейских странах, в данном случае конкретно в Украине, для возможности дальнейшего влияния.
То есть, польза для американцев и для НАТО — косвенная. Здесь будут присутствовать какие-то элементы ПРО, какой-то контингент, какое-то финансирование, а это — рабочие места для украинцев. Тем самым Украина потихоньку втягивается в «орбиту» НАТО. И в этом интерес Запада.
— Кому это выгодно в Украине?
— В Украине есть целый спектр политических и общественных сил, которые себя позиционируют, как люди «европейского вектора», евроинтеграции. У нас даже министерство есть с таким названием. Поэтому те, кто в этом направлении концентрирует свои усилия, будут относиться к размещению ПРО положительно. Существуют и достаточно мощные силы, которые полагают, что при этом не следует портить отношения с Россией.
Думаю, разбалансировать украинские «векторы», направленные в сторону Европы, включая и Америку, и в сторону России да даже и в сторону Китая, базированием элементов НАТОвской ПРО было бы не совсем разумно. Одной из главных площадок обсуждения этого вопроса должна быть Верховная Рада.
— Есть ли внутри самого НАТО несогласные с линией, которую предлагают США?
— Ключевые европейские страны заняты сейчас своими экономическими проблемами, для них это не является приоритетным вопросом. К тому же, у некоторых из нх в этом году выборы — во Франции, в землях Германии. Поэтому им не очень интересно «напрягать» отношения на этом фланге. Скорее всего, европейские страны делают определенные шаги под нажимом Соединенных Штатов, которые хотят создать плацдарм в Украине.
— Существует ли в связи с созданием ПРО опасность международного терроризма, «мишенью» которого может статьи и Украина…
— Безусловно, если будет принято такое решение, исламские страны будут рассматривать подобный шаг Украины, как недружественный. Учитывая, что там есть не только правительства, а и экстремисты, фанатики — угроза терактов в Украине резко повысится.
— Я знаю, что вы много времени проводите в США, общаетесь с политиками и общественными деятелями. Есть ли у них единство взглядов в вопросе размещения ПРО в Восточной Европе? Или в преддверии президентских выборов этот вопрос для американцев не «на слуху»?
— Американский политикум по этому вопросу «расколот», точка зрения республиканцев и демократов, которые из выборов в выборы идут «голова в голову», отличается.
В 2012-м для американцев главными являются внутренние экономические проблемы, они не очень заинтересованы в международных делах. Даже Россия — не в списке их первых интересов. К тому же, они рассматривают Россию, как потенциального стратегического союзника в борьбе против радикального фундаменталистского ислама. А в стратегической перспективе — как баланс против экспансии Китая.
Поэтому целый ряд очень серьезных людей, как в Конгрессе США, так и в других местах, где определяется политика страны, не очень хочет раздражать Россию. А распространение НАТОвской системы ПРО, рациональным или иррациональным образом, очевидно, Россию раздражает.
Однако республиканцы, несмотря на то, то они всегда занимали более радикальную позицию — ранее к Советскому Союзу, а теперь к России, — по моим наблюдениям, готовы будут идти на прагматичное решение вопроса, чтобы снять это напряжение.
Поэтому присоединение Украины к этому конфликту — абсолютно не в интересах нашей страны. Ведь если начнется «торговля» между Америкой и Россией, Украина будет в ней «разменной монетой». Мы здесь вообще ничего не можем выиграть.