В. Скаршевский: «Кредитов от МВФ мы не увидим как минимум до 2020 года»

Финансовая стабильность Украины оказалась под угрозой в связи с предстоящими выплатами крупных сумм по внешним долговым обязательствам. В частности, как заявляет Нацбанк, в настоящее время для страны критически важным является дальнейшее сотрудничество с Международным валютным фондом. Без помощи МВФ нам грозит серьезная инфляция и девальвация гривны. О каких же суммах идет речь и, сколько нужно для выплаты долговых обязательств ГолосUA расспросил у  экономиста Виктора Скаршевского. 

— Продолжит ли Украина сотрудничество с Международным валютным фондом?

Сотрудничество будет продолжаться, так как Украине нужно выплатить долги МВФ – около 2,5 миллиардов долларов. Первые платежи должны состояться 1 февраля – это 87 миллионов долларов процентов, а 5 февраля, в понедельник, на следующей неделе – нужно погасить долг на сумму 374 миллионов долларов. Только лишь за февраль Украина выплатит МВФ  461 миллион долларов кредита. Причем это уже выплаты по долгу, взятому не предыдущей властью, а нынешней – в 2014 году. Всего, в рамках сотрудничества с МВФ, в 2018 году Украина выплатит ему почти 2,5 миллиардов долларов.

— Ожидать ли очередного транша?

— Максимум, что можно ожидать от МВФ – только один транш. Больше кредитования не будет. Если оно и будет, то чисто политическим. Украина не выполнила и не выполнит никогда все требования меморандума. С другой стороны, — это будет рефинансирование прошлых долгов от МВФ. Больше кредитов от МВФ мы не увидим как минимум до 2020 года, так как в следующем году ожидаются парламентские и президентские выборы. Мы должны получить в текущем году кредит, чтобы избежать дефолта перед МВФ для того чтобы выплатить ему предыдущие долги.

— Возможен ли дефолт в 2019 году?

Для того чтобы выплатить внешние долги, валюты будет недостаточно. Думаю, что дефолта не будет, а международные партнеры согласятся на реструктуризацию внешнего госдолга. Либо золотовалютные резервы будут доведены до минимума, что негативно отразиться на инфляции, и стоит ожидать дальнейшего обеднения населения. Подобный сценарий мы проходили 2014-2015 годах. В 2019 – это может вновь повториться, так как в страну заходит меньше валюты, чем нужно будет выплачивать по внешним долгам в ближайших три года. Особенно в 2019 году.

— С чем связаны скачки на валютном рынке?  

— За последние три года могу сказать, что у нас в декабре-январе наблюдается сезонный обвал гривны из-за того, что правительство в последний месяц года выплескивает на валютный рынок в три раза больше денег, чем на протяжении года. В итоге в конце января, как и в 2017- 2016 годах начинается укрепление гривны. Уже со второй половины января начнется девальвация нацвалюты, которая будет намного сильнее, чем в прошлом году. Внешнеэкономическая конъектура со второй половины года по прогнозам Всемирного банка ухудшиться. Спрос на валюту резко увеличится и потянет за собой девальвацию гривны.

— В правительстве говорят, что девальвация гривны связана именно с отсутствием транша МВФ…

Правительство все время врет и перекладывает ответственность за свою неумелую деятельность на третьих лиц. В частности, — на МВФ. Никакой зависимости роста курса доллара от сотрудничества с МВФ нет. Обесценивание нацвалюты определяют факторы внешнеэкономической конъектуры. Приведу пример: в 2014-2015 годах Украина получила 12 миллиардов долларов от МВФ, курс гривны девальвировал в три раза…  

— Чем Украине грозит прекращение сотрудничества с МВФ?

— Ничем. Прямые иностранные инвестиции от этого не остановятся, их и так уже нет. Кредитов на внешнем рынке нам не дают, а если и дают, то под высокие проценты. Прекращение сотрудничества с МВФ ни как не отразиться на экономике. Правительству просто нужно будет взять на себя ответственность и предпринимать какие–то реальные действия, а не говорить, что МВФ требует прослушку НАБУ и мы на это не согласны, и поэтому у нас курс доллара 30 гривен. Кабмин использует МВФ как прикрытие, чтобы переложить с себя ответственность.

 

Читайте также по теме