В. Скаршевский: «Сдерживать падение гривны Нацбанк не сможет»

Валютный курс на уровне 24,5 гривны за доллар эксперты назвали индикатором февраля для рынка. В последнее время валюту в Украине продавали только экспортеры, нерезиденты на рынок почти не выходили. Вообще, приток «живой» валюты от нерезидентов сократился. Финансовые аналитики прогнозируют курс гривны в марте в диапазоне 24,3 — 24,8 гривны за доллар. О том, что ожидать от доллара весной, корреспонденту ГолосUA рассказал экономист Виктор Скаршевский.

-Виктор, на ваш взгляд, как скоро гривна может начать свое падение?

— Такая структура экономики — аграрно-сырьевая, как в Украине, всегда подвержена циклическим кризисам и, соответственно, девальвациям и инфляциям, сокращением ВВП, потому что зависимость от сырьевых рынков, которые цикличны – то у них подъем, то спад, говорит о том, что мы также будем не подниматься, а падать. Во всяком случае так говорит украинская статистика за последние 28 лет. Когда внешнеэкономическая конъюнктура на высоте, тогда мы растем, правда, растем медленнее, чем остальные страны. Когда мировые цены на металл, руду, зерно начинают падать на внешних рынках, тогда Украина также падает, но падает намного глубже, чем все остальные. Сейчас после 3-летнего подъема внешнеэкономической конъюнктуры, которая началась со второй половины 2016 года и уже начала давать сбои с августа 2019 года, мы видим, что ВВП у нас уже не 4,5%, а только 1,5% в четвертом квартале 2019 года (по сравнению с 2018-ым).

-Экономика Украина продолжает падать…

-Безусловно, такие процессы уже начались – это реакция на ухудшение внешней конъюнктуры, также замедляется мировая экономика в целом. Проблема – в Китае, причем Китай показал самый низкий рост экономики в 2019 году – +6% — это самый низкий показатель за 30 лет. Сейчас еще и коронавирус, это как дополнение, усугубляющее тенденцию, которая уже и без коронавируса итак существует.

-Какую роль у нас играет спекулятивный капитал?

-Сейчас уже и приток спекулятивного капитала в Украину под вопросом. С падением гривны первое, что они начнут делать и уже начали делать, так это перестанут заводить валюту в Украину. Второй момент – более мощное ухудшение, они захотят зафиксировать то ли прибыль, то ли уже убытки, то есть, выводить деньги.

-Национальный банк может искусственно сдерживать девальвацию гривны?

-Нацбанк может сглаживать колебания курса, но сдерживать падение национальной валюты он не будет или не сможет. Во всяком случае заявленная политика Национального банка Украины сейчас – это просто сглаживание колебаний. Правда, они так сгладили в прошлом году, что на 15% ревальвировала гривна, и это очень больно ударило по экспортерам – особенно металлургам. У них помимо ревальвации, еще и мировые цены начали падать на металл. Металлурги получили двойной удар.

-Как вы считаете, девальвации гривны неизбежна?

-По поводу девальвации могу сказать, что это только лишь вопрос времени – стечение разных обстоятельств и факторов. В этом году, если вдруг разразится мировой финансовый кризис (во втором полугодии, например, или ближе к концу года), это сразу же повлияет на курс гривны.

-Пока останется этот «коридор» – 24-25 грн за доллар?

-Да. Если станет тенденцией и фактом то, что не будут заводить валюту нерезиденты под гривневые ОВГЗ, то уже курс будет идти до 25 и плавненько до 26 грн за доллар. Причин для резкого скачка валютного курса я не вижу. Но в любом случае придется выравнивать дефицит торгового баланса, который у нас уже составляет минус 13,9%, по данным Национального банка за 2019 год.

-Как вы могли бы оценить отчет премьер-министра Гончарука, недавно представленный в Верховной Раде?

— 21 февраля в Верховной Раде заслушали отчет Гончарука. Однако таких понятий, как промежуточный отчет, нет. Документ, подготовленный на 309 страницах, не может называться отчетом правительства в классическом понимании. Примечательно, что отчет составлен в основном за три квартала прошлого года — за время каденции Гройсмана. Логично, чтобы за этот период отчитывался не Гончарук, а Гройсман. В этом отчете нет данных за четвертый квартал 2019 года, когда резко упал уровень ВВП Украины. Нет также данных за январь 2020-го, когда произошел полный провал по наполнению бюджета, произошел провал по таможенным поступлениям, которых было в полтора раза меньше, чем планировали. Это и есть диагноз экономики, где мы находимся. Это все в основном декларации.

Необходимо поставить правильный диагноз экономике Украины и экономическому развитию. Экономика Украины развивается инерционно, и резко развернуть ее невозможно. Как известно, у Кабинета министров, возглавляемого Гончаруком, есть иммунитет на один год — до 4 октября 2020 года. Тогда должен быть отчет правительства, за который Рада должна проголосовать или не проголосовать. В случае если парламент не принимает этот отчет, правительство должно уйти в отставку. Нынешнее выступление премьер-министра в Раде ничего за собой не повлечет.

Гончарук еще 2 сентября заявлял, что в последние 5 лет страна двигалась в правильном направлении, но очень медленно. Изначально честно было заявлено, что никаких изменений в экономической политике ожидать не стоит. Украинская экономика как была аграрно-сырьевой, такой, к сожалению, и остается, она, по сути, примитивизируется.

Читайте также по теме