Провальная экономическая политика постоянно держит Украину в шаге от дефолта, уверяют экономисты. Такая политика обрекает нашу страну быть бедным государством, страной с сырьевой и монополизированной экономикой. Эксперты уверяют, что девальвации национальной валюты будут случаться у нас постоянно, и курс 30-32 грн за доллар — это не предел. О том, какие основные факторы влияют на экономику Украины, и что будет с курсом гривны осенью, корреспонденту ГолосUA рассказал экономист Виктор Скаршевский.
— Виктор, к чему приведет желание НБУ и дальше повышать учетную ставку?
— Учетная ставка не так сильно влияет на экономику, как в других странах, потому что она итак находится на высоком уровне. Поэтому-то, что ее подняли в последний раз с 17% до 17,5%, ни на что не повлияло – как не кредитовали банки реальный сектор экономики, так и не кредитуют. То есть, подымут учетную ставку до 19%, до 20%, банки тоже кредитовать не будут. А вот с точки зрения заработка, на облигациях внутреннего государственного займа и на депозитных сертификатах банки будут зарабатывать, естественно, больше, поскольку поднимутся ставки. Банкам не нужно много денег, потому что они не кредитуют.
— Почему так происходит?
— По сути, у нас банковской системы нет, поскольку банки не выполняют свою основную функция кредитования реального сектора экономики. Раз этого не происходит, значит, система не работает. Нет надежных заемщиков, есть только крупные государственные предприятия и перекредитование. Платежеспособных и развивающихся клиентов очень мало, и они уже все перераспределены между банками – как государственными, так и частными, негосударственными. Повышение учетной ставки только лишь поможет банкам зарабатывать на ОВГЗ и депозитных сертификатах. На экономику Украины это даже негативно не повлияет, потому что итак слишком высокая, сверхвысокая учетная ставка у нас установлена. По депозитам банки особо ставки поднимать не будут, потому что им не нужна ликвидность, поскольку они никого не кредитуют. Это ни хорошо и ни плохо, поскольку изначально плохо. Нет новых проектов, нет новых возможностей для кредитования.
— На ваш взгляд, зависит ли экономика Украины от воли случая, как считают отдельные эксперты?
— Когда говорят, что экономика наша зависит от воли случая, то, скорее всего, имеются в виду кредиты МВФ. Экономика Украины сырьевая, колониального типа. Производим сырье, экспортируем сырье, импортируем готовую продукцию. Украинская экономика сильно монополизирована, и это даже признает Антимонопольный комитет, правда, с этим не борется. Наша экономика зависит не от воли случая, а от внешнеэкономической конъюнктуры, потому что на все сырьевые товары ценообразование циклично. Цены на мировых рынках то растут, то падают. То для Украины хорошо, укрепляется курс доллара, то плохо – гривна девальвирует. Это показывает 25-летняя история украинской экономики.
— Погода также является благоприятным фактором для нашей экономики?
— Безусловно. Если хорошая погода, значит, урожай хороший, больше экспортной выручки. В этом году в Украине более-менее нормальная погода относительно других стран – экспортеров зерна, поэтому Украина может выиграть. Ценовой фактор может сыграть очень хорошую роль для Украины. Несмотря на то, что общий объем урожая будет у нас меньше чем в прошлом году.
— От чего еще зависит украинская экономика?
— Украинская экономика также зависит от гастарбайтеров. Благодаря им растет заработная плата в Украине — не потому что растет производительность труда, не потому что повышается инвестиции в предприятия, просто уже некому в Украине работать и приходится повышать заработные платы. Дефицит рабочей силы работать некому приходится повышать зарплату, таким образом Гройсман выполняет свои обещания, что к концу года средняя заработная плата будет 10 тыс. грн. Это не благодаря развитию экономики, тут работают три фактора – внешнеэкономическая конъюнктура, погода и гастарбайтеры.
— Что будет с курсом гривны дальше?
— В этом году девальвация гривны началась чуть-чуть раньше. Просто сама по себе ревальвация в этом году была глубже, чем в прошлых годах. В 2017-ом была более сильная ревальвация – происходило более сильное укрепление гривны. В этом году девальвационные тренды начались чуть раньше. Но это еще трендом назвать нельзя. Мой прогноз был 25,5-26,6 грн за доллар. Но сейчас пошла более сильная девальвация. Это разовые факторы. ОВГЗ будут погашаться, это несколько миллиардов гривен, и сразу же будут покупать доллары. Плюс НДС погасили. Плюс сразу же начались спекуляции, почему мы на таком тренде не заработать. Экспортеры начали придерживать выручку, она сейчас с таким перегибом заходит. Думаю, что гривна может чуть-чуть откатиться от сегодняшнего уровня.
— Когда начнется основной девальвационный тренд?
— Сам по себе основной девальвационный тренд начнется, как и в прошлые годы, в конце августа – сентябре. Эта сезонность усилится подготовкой к отопительному сезону, надо будет закупать газ, также начнется сбор урожая. Запланированная девальвация в среднем по году – 29,3 грн за доллар, на конец года – 30,1. Возможно, даже на среднюю девальвацию и не выйдут, но опять же для выполнения бюджета необходима более сильная девальвация, потому что 40% доходов бюджета привязано к курсу валюты.
Как известно, за 5 месяцев года есть проблема по таможне в части пополнения доходов бюджета. Нынешняя девальвация уже дала возможность получше выполнить доходы бюджета по таможне. Что касается курса, то все будет зависеть от внешнеэкономической конъюнктуры, от торговых войн, которые то начинаются, то приостанавливаются. Самое плохое, что Украина никак не влияет на те экономические процессы, которые происходят в мире. У нас правительство не проактивное, а пассивное. Как правило, одному правительству везет с внешнеэкономической конъюнктурой, а другому – не везет. Гройсману повезло. 2,5 года держатся очень хорошие цены, в прошлом году цены на сталь достигли пятилетних максимумов. В этом году также они повысились, но сейчас, в июне-июле, тренды по железной руде пошли ниже. Цены все время колеблются, торговые войны могут привести к снижению стоимости сырья на мировых рынках, и Украина может попасть в конкретно серьезную девальвацию. Этот фактор в разы перевешивает то фактор, даст МВФ кредит Украине или не даст. Кредит МВФ практически никак не влияет на валютный курс, как показывают десятилетия сотрудничества с фондом. Кредитные транши никогда не помогали, потому что причина девальвации всегда была во внешнеэкономической конъюнктуре.