Гривна в последние месяцы укреплялась по отношению к доллару США и стабилизировалась. Однако это не означает, что курс сохранится до конца 2017 года. Каких изменений ждать на валютном рынке, разбирался ГолоcUA и расспросил об этом экономиста Виктора Скаршевского. А также решил разобраться, стоит ли ожидать роста украинской экономики, и поможет ли открытие рынка земли увеличить рост украинской экономики?
— Почему МВФ перенес выделение транша и стоит ли его ожидать текущей осенью?
— Ожидать получение транша МВФ осенью не стоит. Так как осеньюкак раз начнется бюджетный процесс, а МВФ пока не увидит законопроект о бюджете на следующий год, а именно закон, подписанный и проголосованный, транш не выделит. А так как бюджет у нас традиционно принимают «под елку», то ожидать, что следующий кредит нам выделят в текущем году не стоит. Если транш и будет, то только весной следующего года. И то его выделение под сомнением. Ведь ни одно из обязательств, которые брала на себя Украина, в Меморандуме не было выполнено в полном объеме. В частности, не проведены пенсионная и земельная реформы. Причем интересно то, что Украина никогда в полной мере не выполняла условия Меморандума. Поэтому МВФ больше похож на политико-финансовую организацию, которая, когда хочет выдать кредит – находит пару выполненных пунктов, а когда не хочет, — то целый список невыполненного. Эта игра происходит на протяжении всей истории сотрудничества с МВФ.
— Может ли Украина обойтись без МВФ?
— Конечно. Любая страна может обойтись без сотрудничества с Фондом, если власть думает не о собственном обогащении, а о развитии экономики и повышении уровня жизни своих граждан. Думаю, что нашему правительству нужно пересмотреть сотрудничество с МВФ. В частности, власти необходимо разработать свою собственную программу, и показать ее международным финансовым организациям, в том числе МВФ и предложить им в ней поучаствовать. А не так, как сотрудничество происходит сейчас, когда правительствоспрашивает у Фонда, что нужно сделать, чтобы получить очередной кредит.
— Есть ли причины для девальвации гривны, если Украина не получит очередной транш осенью?
— Причины для девальвации гривны есть независимо от того, получит Украина очередной транш от МВФ или нет. Сейчас происходит укрепление национальной валюты, потому что предложение доллара и евро превышает спрос. А осенью ситуация кардинально меняется, потому что начинается отопительной сезон и резко возрастают затраты на импортные энергоносители. Также начинается сбор урожая, который зависит от топлива. Плюс закупка импортного угля и непонятная ситуация на Донбассе. С осени ожидается и снижение мировых цен на руду и металл, а это, на фоне уменьшения физических объемов экспорта приведет к снижению поступлений валютной выручки. Поэтому осенью гривна начнет обесцениваться. Отмечу, что девальвация гривны происходит уже три года после того, как ее «отпустили» в свободное плавание. Второй вопрос, что в бюджет заложили курс за 1 доллар — 27,2 гривны. А для того чтобы выйти на этот средний курс, национальная валюта должна девальвировать по отношению к доллару до 27,5-28 гривен. Соответственно, Нацбанк и правительство не допустят дальнейшего укрепления гривны, потому что 40% доходов госбюджета зависят от обменного курса, НДС на импорт, акциза на импорт, ввозной пошлины и прочих доходов, которые привязаны к валюте. Нацбанк и правительство заинтересованы в дальнейшей девальвации гривны, потому что это позволяет выполнять и перевыполнять доходную часть бюджета.
— Каким будет курс доллара осенью?
— Точно спрогнозировать сложно. Если сравнивать с прошлым годом, то инфляция была 12% и девальвация была 12%. По моим оценкам, если инфляция в текущем году составит 14-15%, то курс доллара на конец года – будет 29-30 гривен. В сентябре начнется тенденция к девальвации. А там еще может добавиться проблема «Приватбанка». Ведь туда все больше закачивается средств, пока в виде облигаций внутреннего государственного займа (ОВГЗ), но есть риск их монетизации. То есть превращения данных облигаций в живые деньги, и выплеск их на денежный рынок. Это может стать дополнительным фактором для девальвации и инфляции. В «Приватбанк» уже закачали 40 миллиардов несколько недель назад, а потребности, по разным оценкам, в целом около 90-100 миллиардов в год. Кроме этого, если с осени ускорится девальвация, то начнут ускоряться инфляционные процессы. А так как Украина импортозависимая страна (50% — это импорт), все это отразится на ценах, в частности, на потребительских товарах.
— Стоит ли ожидать роста украинской экономики?
— Статистические официальные данные показывают, что есть предпосылки к рецессии экономики. Если сравнивать первый квартал 2017 года, то в первом квартале ВВП по отношению к 4-му кварталу прошлого года с учетом сезонности снизился на -0,3%. Если посмотреть на данные промышленности, то за апрель и май она находится в минусе. Этот индикатор указывает на то, что второй квартал по отношению к первому также будет в минусе. А если будет минус три квартала подряд, то мы будем говорить не о замедлении роста экономики, а о рецессии. Это связано с блокадой Донбасса и внешнеэкономической конъектурой. К сожалению, перспективы не радужные, потому что Украина продает сырье, а покупает готовый продукт – а это, так называемая, сырьевая ловушка. Мы все время зависим от внешних фактов – мировых цен на сырье и погоды. То есть, если хорошая погода, то и урожай хороший, а если плохая, то урожай плохой, и начинается девальвация и инфляция. Даже если растут доходы у людей, то параллельно с этим растет и торговый дисбаланс, поскольку растет потребление импортных товаров.
— Поможет ли открытие рынка земли увеличить рост украинской экономики?
— Нет. По одной фундаментальной причине – в Украине отсутствует защита прав собственности. В нашей стране сейчас сельскохозяйственная земля сдается в аренду и происходит множество рейдерских захватов. А если не могут защитить права собственности на аренду, то не смогут защитить и право собственности на землю. Поэтому в Украине открытие рынка земли не даст каких-либо существенных позитивных результатов для развития украинской экономики.
— Когда будет принята земельная реформа?
— Сомневаюсь, что она вообще будет принята. Сейчас мы лишь видим взаимоисключающие заявления от власти, каким образом она должна быть проведена. Поэтому, я совершенно не уверен, что за реформу проголосуют.