Летом 2021 года стоимость природного газа более чем вдвое будет превышать ценовые минимумы прошлого лета. Об этом говорится в прогнозах Национального банка Украины. Насколько повышение будет реальным и кому это выгодно ГолосUA спросил у экономического эксперта, эксперта Growford Institute Виктора Скаршевского.
— Виктор, насколько обосновано повышение цен на газ для населения Украины?
— По той модели, которая принята, по так называемому импортному паритету, который означает непривязку цен на газ на европейских биржах, цена на газ должна составлять минимум 11 гривен за кубометр. Сейчас же придумали годовой контракт, и остается ожидать, когда нам объявят фиксированную цену с 1-го мая, которая будет действовать до мая 2022 года.
В Украине право на ценообразование имеет монополист НАК «Нафтогаз», который может перебить цену, потому что у него есть монопольный доступ к своему ресурсу – «Укргаздобыче», где цена на газ значительно ниже, даже учитывая дополнительную маржу и составляет 3,5, максимум 4 гривны за кубометр.
— Власти будут предпринимать какие-то меры, чтобы остановить рост цен?
— Скорее всего, никаких мер не будет. На отопительный сезон была установлена цена в 6,99 гривен за кубометр газа. С другой стороны, действия наших властей сложно предсказать и возможно с политической ценосообразности может быть что-то и введут, но в ближайшее время, то есть в межотопительный сезон, таких действий не будет.
C 1-го мая вводят годовой контракт, который сразу будет распространятся на всех потребителей. Все поставщики будут обязаны официально предоставить на своих сайтах цену годового контракта, и она будет в пределах восьми гривен за кубометр без доставки. В свою очередь доставка будет стоит по-разному, в зависимости от региона. Таким образом, стоимость газа составит 9,5 – 10 гривен.
Если посмотреть цены за апрель, то можно было видеть добровольно-принудительные ограничения, которые закончились 31-го марта. Сейчас мы уже можем увидеть цену в два раза выше, чем в апреле 2020 года, потому что тогда цена на газ составляла 2,5 гривны, без НДМ и доставки. Если же взять показатели лета прошлого года, то минимальная цена газа в июне составляла 2 гривны и 60 копеек.
В этом же году, если исходить из годового контракта, летом газ будет стоить в три раза дороже, чем летом 2020-го года.
— С чем это связано?
— В Украине принята привязка с ценообразованием цен на газ к европейским странам. Прошлый год был аномальным, поскольку были почти полностью заполнены все европейские газохранилища и цена на газ пошла на спад. Соответственно, это передалось и Украине. В этом же году такого не будет, поскольку европейские газохранилища заполнены меньше чем на 30%. Их сейчас будут заполнять для подготовки к отопительному сезону, что означает повышение спроса на газ. И если в апреле прошлого года было снижение цен на газ, то сейчас на границе с Украиной цена на газ составляет почти 11 гривен за кубометр. Это означает то, что если бы мы сейчас покупали газ с европейского рынка, то цена на газ для населения составляла бы 12, а то и 13 гривен. Год назад, в июне 2020 года цена на европейский газ на границе с Украиной составляла 3,5 гривен.
— Так какова будет реальная цена на газ для населения?
— После всех «оптимизаций» «Нафтогаз» будет продавать его по 7,5 – 8 гривен и это без учета транспортировки. С точки зрения модели, которая была принята – это обоснованно, а с точки зрения возможностей внутренней газодобычи – это необоснованно.
Кроме того, цена на газ в Европе упала из-за того, что у них упала газодобыча по сравнению с прошлым годом на 24%. Таким образом, Европа добывает меньше собственного газа, также на ценообразование повлияла холодная зима и газохранилища практически не заполнены. Поэтому, если и будет падение цены на газ летом, то оно будет очень незначительным.
— Какая цена на газ должна быть оптимальной?
— Опять-же, что считать рынком. Рынок не может работать, когда на нем есть монополист. Если в монопольном положении, которое сейчас устраивает «Нафтогаз», включать рынок – это будет означать лишь одно — повышение цен, как и во всех других экономиках. Потому что «Нафтогаз» является единственным монополистом, и как минимум нужно предоставить доступ к украинскому газу и его добыче для того, чтобы «Украгаздобыча» продавала свой газ на бирже. Это если подходить с рыночных условий.
Если же подходить с точки зрения социальных обязательств, то было бы верным ходом направить весь этот на газ на потребности населения. Газа в Украине для населения полностью хватает. «Укргаздобыча» добывает чуть менее 14 миллиардов кубометров газа, которого хватает населению, выключая отопление. Если напрямую этот газ распределять населению, то его цена была бы, как минимум в два раза меньше, чем она будет в годовых контрактах.
— От кого зависит цена на газ?
— Все зависит от правительства – либо мы выбираем рынок без монополиста, ведь у всех должен быть равный доступ к ресурсам, иначе – это монополизм. Либо мы идем по принципу социальных обязательств и обеспечиваем более дешевым газом население Украины.
— Кто зарабатывает на скачках цен на газ в Украине?
— Это ближе к монополисту, так как себестоимость добычи газа в «Укргазодобыче», где продают газ по европейским ценам, зависит напрямую от «Нафтогаза», который покупает за 2,6 и продает за 7 гривен за кубометр. Трейдеры, которые покупают газ в Европе и перепродают его здесь могут иметь прибыль на марже, но она небольшая.
Поэтому, прежде всего на скачках цен на газ зарабатывает «Нафтогаз», но зарабатывает его на доступе к главному и дешевому ресурсу – «Укргаздобыче».
— Относится ли повышение на газ к требованиям МВФ?
— В МВФ напрямую не требуют повысить или понизить цены, они требуют, чтобы был рынок газа, и чтобы не было вмешательства государства с помощью дотаций со стороны государства. В МВФ действуют по кальке и их не интересуют социальные вопросы, низкая платежеспособность и доходы, они везде пишут, что везде должен быть рынок, а структурные элементы, такие, как монополизм в Украине – их меньше всего интересует.
МВФ, как и правительство Украины, относится к тарифам на газ, как к дополнительному налогу на население.