В. Скаршевский: «Введение тотального локдауна приведет к массовым протестам»

По стране усиливают карантинные меры. ГолосUA решил разобраться, к чему может привести общий локдаун, спросив об этом экономиста, аналитика института Growford Виктора Скаршевского.

— Виктор, как за год пандемии изменилась жизнь украинцев?

— Падение промышленного производства и ухудшение экономической ситуации начались еще до начала пандемии и введения карантинных мер. Промышленность начала сокращаться еще осенью 2019 года. Невыполнение госбюджета также было в 2019 году. ВВП показал падение еще в январе 2020 года. Карантин, который ввели прошлой весной, просто усугубил ситуацию. Он ударил, прежде всего, по малому бизнесу, сфере услуг и розничной торговле. Во время локдауна 2020 года безработица доходила до пиковых значений: в два раза (с 1,5 млн до 3 млн человек). На данный момент экономика не восстановилась. Это привело к тому, что трудовая миграция усилилась. Об этом свидетельствует рост валютных поступлений от заробитчан.

В 2019 году они переслали в страну 11,9 млрд долларов, а в 2020 году — 12,1 млрд. В этом году волна трудовой миграции увеличится в случае введения общего локдауна. Сам локдаун приведет к росту безработицы. Но это можно смягчить, если правительство компенсирует бизнесу и гражданам потери от карантина. В других странах компенсируется 80- 85% потерь. В Украине из «коронавирусного» фонда больше тратят средств на ремонт дорог, чем на компенсации.

— К чему может привести очередной тотальный локдаун?

— К закрытию бизнеса. Компенсация в виде 8 000 гривен не поможет. Это мизер в сравнении с тем, что люди и бизнес потеряют. Очередной жесткий карантин приведет к резкому увеличению безработицы, потере источников дохода миллионов граждан и увеличению бедности на фоне роста коммунальных тарифов. С начала отопительного сезона, долг населения за жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ) увеличился в 1,5 раза (+26,6 млрд гривен): с 54,4 млрд (на 1 октября 2020) до 81 млрд гривен (на 1 февраля 2021). Это абсолютный «рекорд» за всю историю независимости Украины. Сами ЖКУ завышены и не соответствуют фактическим доходам населения и, как следствие, стоит ожидать новых долгов за коммуналку. Это в свою очередь приведет к увеличению социального напряжения в стране.

— Возможны ли народные протесты на фоне ужесточения карантина?

— Не исключаю, что если будет жесткий и длительный карантин по всей стране, то это приведет к социальному напряжению и массовым протестам. У людей не осталось сбережений.

— Как локдаун скажется на росте экономике?

— Здесь важен не рост или падение ВВП, а уровень безработицы и обеднение населения. Я бы не смотрел на макропоказатели. Это не так важно с точки зрения отдельно взятого человека. Если останутся высокие цены на зерно и металл, то может быть рост экономики. Однако при этом огромное количество украинцев обеднеет, оставшись без работы.

— Если сравнить 2020 год с 2021 годом, насколько стали хуже жить украинцы?

— Нужно смотреть по отдельным категориям. Например, безработица по сравнению с 2020 годом, выросла на 10%. Цены на газ по сравнению с прошлым годом выросли в 1,5 раза, а пенсии и зарплаты в 1,5 раза не выросли. Из-за этого произошло снижение уровня покупательной способности граждан. Многие украинцы тратят 80% дохода на еду и оплату коммунальных услуг. Это критический показатель бедности. Многие украинцы вынуждены жить ниже фактического прожиточного минимума — 4000- 4500 гривен. Люди с низкими доходами стали жить еще хуже из-за роста инфляции и подорожания продуктов.

 

Читайте также по теме