В. Скрашевский: «Кабмин будет покрывать дефицит бюджета за счет девальвации гривны»

По данным Госказначейства дефицит государственного бюджета Украины по итогам января-июля 2018 года составил 13,4 миллиардов гривен. ГолосUA решил разобраться, почему увеличивается дефицит бюджета и расспросил об этом экономиста Виктора Скаршевского.

—  Виктор, почему в Украине  увеличивается дефицит бюджета?

Во-первых, нужно определить, каким является реальный дефицит госбюджета? Нужно посмотреть на расходную часть. За 7 месяцев она недофинансирована на 46 миллиардов гривен. Это около 9% от общей суммы расходов государственного бюджета. То есть изначально была запланирована одна сумма, но бюджет на 46 миллиардов гривен недофинансировали. Если приплюсовать 46 миллиардов недофинансированных расходов к 16 миллиардам дефицита, то получится 62 миллиарда. Реально данная цифра является фактическим дефицитом бюджета. То есть она гораздо больше, чем подает Минфин. С другой стороны в законе о бюджете на 2018 год, официально дефицит предусмотрен  в размере 82 миллиарда гривен. Если смотреть по таким показателям, то ничего негативно нет. Но если посмотреть фактически на расходную часть, которая недофинансирована и на доходную, которая недовыполняется, и в июле не будет выполнена, несмотря на девальвацию гривны, то прослеживаются негативные тенденции. Нацбанк уже уменьшил сумму перечислений в госбюджет. На июль ожидалась сумма 12,2 миллиарда гривен, а НБУ перечислил только  6,6 миллиардов и больше перечислять не будет. 

— За счет чего Кабмин будет покрывать дефицит бюджета?

— Девальвация гривны уже началась. На таможне выполняют план по доходам в бюджет. В августе его даже на пару процентов превысят. Нужно отметить, что это происходит не благодаря борьбе с контрабандой. Заявления премьер-министра Гройсмана, что борьба с контрабандой принесла в бюджет 12 миллиардов гривен – манипуляция и неправда. Это произошло в следствие девальвации нацвалюты и роста импорта. Есть информация о манипулировании налогом на прибыль. Кабмин «просит» крупные предприятия базу налогообложения сделать шире для того чтобы эти деньги пошли в бюджет. Это одна из причин, почему перевыполняются налоги на прибыль. Нужно отметить, что ВВП растет, а доходы бюджета не выполняются. Ничего нового, все происходит, как несколько лет назад. В бюджет поступают средства за счет инфляционного-девальвационного наполнения. Ведь в прошлом году упали объёмы промышленности и сельского хозяйства, а ВВП при этом вырос на 2,5 %. Нонсенс.  

— Какой к концу года ожидать уровень  инфляции?

— Около 12-13%. Все  будет зависеть от темпов девальвации гривны и роста тарифов на газ для населения. Думаю, что они вырастут на 20%. В итоге стоит готовиться к подорожанию коммунальных услуг. В цене вырастут отопление и горячая вода.

— За счет чего будут наполнять бюджет на 2019 год?

— Пятнадцатого сентября подадут проект бюджета в парламент. Миссия МВФ, которая будет в сентябре в Украине, подскажет правительству, как он должен быть сбалансирован. Бюджет на 2019 год так же будет выполняться за счет инфляционного-девальвационного наполнения. Кабмин будет аргументировать это большими выплатами по внешнему долгу, также реструктуризацией и привязкой к ВВП.  

— Сможет ли  правительство в текущем  году заплатить по всем внешним долгам?

— Да, но только за счет новых кредитов, либо Минфин выйдет на рынки евробондов. Если будет транш от МВФ, то это позволит получить другие кредиты. В частности, от Мирового банка и ЕС. Но все равно Минфину придется выйти на рынок евробондов, так как этих денег не хватит. Если размещение евробондов будет не частным, а публичным, то, возможно, оно будет под 7-8%. Это не адекватные проценты заимствования, выше, чем у МВФ и мирового банка. Происходит такая ситуация из-за неадекватной политики власти. Украина как была, так и остается в «мусорном рейтинге», но не в инвестиционном. Никто не верит в среднесрочное или долгосрочное развитие нашей страны.

— Может ли Украина пойти по пути Греции и объявить дефолт, чтобы не отдавать долги?

— Украина в текущий момент находится в дефолте с декабря 2015 года, когда не выплатила 3 миллиарда долларов по так называемым российским облигациям. До сих пор это дело рассматривается в Лондонском суде и не в пользу Украины. Процесс затянулся по политическим причинам, но все аргументы и промежуточные решения на стороне России. 

Дефолт может привести к тому, что будет утечка иностранного капитала из Украины, но утекать уже ничему. Капитал, который остался, является украинским, и он продолжает выводиться из страны. В прошлом году по дивидендам вывели 1,7 миллиарда долларов, в текущем ожидается вывод 3 миллиарда долларов. Дефолтной экономике, банкротство не так страшно. Украина как была бедной, так и остается без перспектив дальнейшего развития.

Лучше говорить не о дефолте, а реструктуризации внешнего долга. Выплаты по нему нужно продлить и снизить процентные ставки. Кредиторы на это пойдут, если будут видеть четкую программу правительства не на один год, а на 5-10 лет вперед. И они будут доверять этой программе, а утечка капитала каждый год из Украины не будет составлять 10 миллиардов долларов. Наоборот, в страну будут заходить инвесторы. Тогда кредиторы могут согласиться продлить выплаты долгов на 30-40 лет под 3% годовых. Это все относится уже не к нынешней власти, а к следующей.

 

Читайте также по теме