В.Слободяник: «Целесообразнее профинансировать ремонт мелиоративной системы, чем ежегодно бороться с торфяными пожарами»

В апреле-июле в Киевской области произошло сразу три масштабных пожара: два — в Чернобыльской зоне, а также на нефтебазе под Васильковом, где погибло 4 спасателя. Общественность каждый день ждала новостей и ликвидации ЧП. Остается чрезвычайно актуальной и проблема горения торфяников. Начальник ГУ ГСЧС в Киевской области выделил время для интервью для ГолосUA накануне появления информации о новых очагах возгорания в зоне отчуждения, возникших 8-9 августа. Василий Слободяник рассказал, как обстоят дела с обеспечением спасателей, готова ли служба к чрезвычайным происшествиям подобного масштаба и хотят ли украинцы работать пожарными и водолазами.

— Василий Дмитриевич, какова реальная ситуация с обеспечением спасателей ГУ ГСЧС в Киевской области?  В каком состоянии находится техника, достаточно ли средств индивидуальной защиты?

—  Материально -техническое обеспечение наших пожарно-спасательных подразделений оставляет желать  лучшего. Эта ситуация характерна для всех областей Украины.  В ГУ ГСЧС Украины в Киевской области на вооружении находится 474 единицы пожарной специальной и вспомогательной техники.  Несмотря на то, что машины старенькие, все они готовы для выполнения поставленных задач.  Что касается непосредственно пожарных,то все спасатели обучены и проинструктированы, как действовать в соответствии с техникой безопасности. Есть проблемы с обмундированием, есть случаи, когда с запозданием выдается боевая одежда. Но мы работаем над решением этих проблем, решаем их и будем вовремя выполнять задачи, которые перед нами поставлены.

-Насколько эффективность выполнения работы спасателей в западных странах превышает возможности сотрудников ГСЧС Украины в связи с более современным техническим оснащением,  защитной одеждой и снаряжением?

-Техника, которая используется в западных странах действительно имеет более мощные  характеристики. Конечно, нам было бы хорошо иметь ее на вооружении, но, если говорить о методах работы, то они похожи. И с какими бы трудностями не сталкивались спасатели ГСЧС, все они морально и психологически готовы к выполнению поставленных задач, обучены. Считаю, что  с точки зрения личного состава, мы ничем не отстаем от коллег в западных странах. Конечно, если бы финансирование было лучшим, то были бы приобретены другие машины и на какое-то время пожарные быстрее бы прибывали на место происшествия, ведь иногда именно считанные минуты спасают жизни. 

-Если госфинансирования недостаточно, то, какой, на Ваш взгляд, выход из ситуации?

— Мы ищем возможности и комплектуем подразделения, чтобы они могли выполнять задачи. Так,  в связи с постоянным ростом количества многоэтажных домов на территории Киевской области  остро стоит вопрос об обеспечении пожарных автолестницами и автоподъемниками, особенно с высотой подъема выше 50 метров.  Мы  встречаемся с застройщиками на стадии проектирования и реализации их проектов и убеждаем, чтобы они думали о будущей безопасности жильцов.  Убеждаем их покупать автолестницу, которая позволит в случае происшествий спасать  людей.

-Идут ли на встречу застройщики?

— Да, они понимают ситуацию и планируют приобретать нужную технику.

-Исходя из вышеизложенного, как Вы оцениваете готовность спасателей Киевской области  к таким чрезвычайным происшествиям, как пожар на нефтебазе под Васильковом, в Чернобыльской зоне? Что Вы можете сказать о качестве работы пожарных  на данных объектах и сроках преодоления проблем?

— Конечно, материально-техническая база и ситуация со средствами защиты затрудняют тушение пожаров такого масштаба, но здесь также играет большую роль такой фактор, как своевременность вызова спасателей. Часто люди пытаются сами потушить возгорание, ситуация усложняется и, когда огонь уже бушует в полную силу, звонят на «101». В случае пожара на нефтебазе спасателей вызвали чуть позже, чем были обязаны это сделать. Присутствовало также множество других факторов, повлиявших на ситуацию. Это и несоблюдение правил пожарной безопасности на нефтебазе, и необеспечение противопожарными средствами. Конечно, была бы техника получше, возможно, пожар был бы  ликвидирован быстрее. Но мы исходим из тех реалий, которые есть.

-Во время пожаротушения на нефтебазе под Васильковом погибли 4 спасателя. На какой стадии находится служебное расследование их смерти?

-Безусловно, обществу хотелось бы уже услышать результаты расследования: узнать,  кто виновен в смерти спасателей,кто будет наказан. Служебное расследование в ГСЧС проведено  и все материалы переданы в Главное следственное управление МВД, которое, согласно их срокам и методам работы, впоследствии  и обнародует окончательные результаты. К счастью,  случаев гибели и травмирования, получения инвалидности спасателями не очень  много, но они происходят. В таком случае предусмотрен так называемый «социальный пакет».

— Традиционная проблема для Киевской области – торфяные пожары. Происходит ли оперативное реагирование местных властей и взаимодействие с ГСЧС, ведь торфяники горят из года в год, а в ряде ближайших водоемов уже даже отсутствует вода…

— С каждым годом с торфяными пожарами в Киевской области становится бороться все труднее и труднее. Торфяники горят в одних и тех же зонах, но проблема заключается не только в жаркой погоде. Болота были осушены, проложена мелиоративная система — прорыты каналы, поставлены шлюзы. Этим регулировался уровень воды, которую можно было поднять. Ведя речь о грунтовых водах, понятно, что влажный торф гореть не будет. К сожалению, мелиоративная система приходит в упадок с каждым годом. Очевидно,  все упирается в средства и, ответственные за это органы,не могут вовремя чистить каналы,ремонтировать шлюзы. Электродвигатели и тросы, с помощью которых регулируется поток воды через шлюзы, ворует население. В итоге мы не можем регулировать уровень воды. Каждый год проходит совещание в областной госадминистрации, где принимаются хорошие решения, но, когда наступает лето, опять происходят пожары, которые тушит ГСЧС. Конечно, органы местного самоуправления идут нам на встречу:выделяют дополнительно бензин, обеспечивают питанием, но это не решает проблему кардинально. Тушение торфяников – трудоемкий процесс, не всегда получается быстро ликвидировать возгорание. Для часа работы станции, качающей воду, которую иногда приходится брать за 2 км от очага пожара, необходимо 50-60 литров дизельного топлива в час. А тушить очаг возгорания приходится 2-3 суток, а подчас и 10. Таким образом, считаю, что целесообразнее один раз вложить деньги в ремонт мелиоративной системы, чем потом бороться с последствиями в виде торфяных пожаров.

-Расскажите, пожалуйста,  о статистике ДТП, пожаров, других инцидентов, во время которых задействованы спасатели ГСЧС.  Увеличивается ли количество происшествий в Киевской области с каждым годом?   

— Отмечу, что в Киевской области возросло количество пожаров. По состоянию на 5 августа в 2015 году произошло  3028 пожаров, а за аналогичный период  2014 — 1311 . При этом в текущем году при пожарах погибло 53 человека,  в прошлом  году — 67. Резко возросло количество торфяных пожаров, возгораний травяного настила. В два раза увеличилось количество лесных пожаров. Что касается ДТП, то в 2015 году произошло 958 аварий, вследствие которых погибло 175 человек, а за аналогичный период 2014 года – 955 ДТП и 182 их жертвы. На водных объектах в этом году погибло 28 человек, а с января по 5 августа 2014 года – 21 человек. Хочу подчеркнуть первостепенность человеческого фактора в чрезвычайных происшествиях. Люди неосторожно обращаются с огнем в повседневной жизни, а также отдыхая на природе. Часты случаи  засыпания в кровати с сигаретой, выбрасывания окурков с балконов, которые попадают на нижние этажи, что в свою очередь приводит к возгораниям. Граждане, отдыхая у водоемов, не соблюдают элементарные правила поведения на воде, что тоже приводит к гибели. Или же садятся в нетрезвом состоянии за руль, провоцируя ДТП. Хочу призвать всех жителей Украины к бдительности и внимательности к своей жизни и здоровью, а также жизни и здоровью сограждан, которые могут пострадать вследствие чьей-то неосторожности.

— Что нужно менять, на Ваш взгляд, на законодательном уровне, чтобы чрезвычайных происшествий стало меньше?

-Я хотел бы инициировать изменение в действующее законодательство относительно порядка правил проведения обязательного страхования гражданской ответственности  субъекта хозяйствования за вред, который может быть причинен пожарами и авариями на объектах повышенной опасности. Необходимо позволить на законодательном уровне страховым компаниям действовать таким образом, чтобы, к  примеру, когда строится дом, то пока он не будет застрахован, он не был бы сдан в эксплуатацию. В таком случае,если даже пожарный инспектор ради неправомерной выгоды готов закрыть глаза на нарушения, то страховая компания будет заинтересована в сохранении денег и не допустит невыполнения требований пожарной безопасности.  Также необходимо предусмотреть в законодательстве достойное страхование и возмещение лицам рядового и начальственного состава службы гражданской защиты, которые во время выполнения служебных обязанностей находились на объектах повышенной пожарной опасности и их жизни и здоровью был нанесен прямой вред. В то же время, на мой взгляд, необходимо ужесточение административной и уголовной ответственности для лиц, виновных в создании предпосылок для возникновения пожаров.

-Сколько человек личного состава работает в ГУ ГСЧС Украины в Киевской области, есть ли нехватка кадров и кто может стать спасателем ГСЧС?

— В ГУ ГСЧС работает 2639 человек, из них аттестованы — 2036 и по вольному найму работает  603 человека. Наблюдается лишь небольшой дефицит кадров.  На службу в наши подразделения принимаются лица, достигшие 18-летного возраста, которые могут по своим личностным, моральным, деловым качествам выполнять возложенные на них функции. Не могут стать спасателями ГСЧС лица, которые ранее были судимы и эта судимость не погашена и не снята в установленном порядке.В связи с тем, что наша служба связана с повышенной психоэмоциональной нагрузкой, то, в первую очередь,кандидаты проходят собеседование с психологом. Важным фактором является состояние здоровья кандидата и его физические данные, потому далее он направляется на прохождение медицинского обследования и сдачу установленных нормативов. Отмечу, что с 2008 года в нашей службе введена контрактная основа и первый контракт подписывается минимум на 3 года.

— Кто готовит спасателей ГСЧС?

— Есть несколько учебных заведений, которые подготавливают офицерский состав: Национальный университет гражданской защиты в Харькове, Черкасский институт пожарной безопасности, Львовский государственный университет безопасности  жизнедеятельности и Винницкое высшее профессиональное училище гражданской  защиты.Проведение первичной профессиональной подготовки осуществляется также в учебно-методическом центре гражданской защиты и безопасности жизнедеятельности ГУ ГСЧС в Киевской области. А вот первичное обучение водолазов проводится в Киевской морской школе Общества содействия оборонеУкраины

-Какой средний возраст спасателей ГУ ГСЧС в Киевской области?

— От 30 до 40 лет. К сожалению, из-за низкого уровня зарплаты спасателей, которая составляет 2 000-2500 гривен, молодые люди в возрасте 20-25 лет не рассматривают нашу службу как перспективную. Хотя в последнее время количество молодежи, которая устраивается к нам на службу, несколько увеличилось.

-Как решается вопрос с жильем для личного состава?

-Это очень актуальный вопрос. Есть определенный фонд служебного жилья и молодых бойцов, которые приходят к нам после высших учебных заведений по распределению, мы стараемся обеспечить общежитиями, служебными квартирами. Но пополнения жилого фонда не происходит и осуществить обеспечение той части личного состава, которая нуждается в жилье или в улучшении жилищных условий, не представляется возможным в полном объеме. Мы работаем в направлении разрешения данной ситуации, в том числе с  областной государственной администрацией.

— Происходит ли обмен опытом между ГСЧС и соответствующими службами других стран?

— Такая работа ведется, и в 2015 году во Львовской области, на Яворивском полигоне, запланированы совместные международные учения ГСЧС и НАТО по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Это самые масштабные учения в истории ГСЧС Украины.

Читайте также по теме