«Пора уже составлять рейтинг: «Лучшее минирование года», — такой комментарий оставил читатель на странице ГолосUA в сети «Фейсбук» . С этим сложно не согласиться. Ведь в последние дни не только привокзальные бомжи, для которых Центральный железнодорожный вокзал — дом родной, но и рядовые граждане встревожены «телефонными страшилками» о его минировании. И совсем не весело тем, кто из-за подобных «шалостей» пропускает важные поездки. Интересы телефонных террористов постепенно расширяются — не обходят они своим вниманием уже и станции столичного метро. Что же дальше — торговые центры или детские садики?..
С просьбой составить психологический портрет личности, способной нанести вред душевному спокойствию людей таким странным «хобби», корреспондент ГолосUA обратился к врачу-психиатру Владиславу Сове.
— Владислав Анатольевич, кто чаще всего занимается телефонным терроризмом? Каковы основные психологические черты такой личности?
— Во-первых, к телефонному терроризму склонны подростки — ради поиска острых ощущений, адреналина, игры. Во-вторых, такие действия могут осуществлять психически больные люди, в силу ухудшения состояния их здоровья, т.е, в период обострений. В-третьих, на это способны озлобленные или недовольные жизнью люди, пенсионеры, неудачники — чтобы отомстить в ответ на зло, причиненное им самим, как-то навредить.
Более редкая категория — психопаты, которые делают это продуманно и специально, получая от таких действий удовольствие. Такие люди живут эмоциями страха и переживаний, ощущая себя участниками интерактивной игры.
— Что может подтолкнуть человека к таким поступкам?
— Подтолкнуть может любая острая стрессовая реакция, которая привела к декомпенсации. Например, человек не взял билеты, простояв в очереди полдня, и у него возникает желание ответить так: «вот вам всем». Или же желание получить заряд адреналина от звонка, наблюдения за эвакуацией и паникой в глазах людей.
Поэтому телефонных террористов так часто и ловят. Они подсознательно хотят быть в центре внимания, выглядеть особенными, значимыми. И, не думая о последствиях, «засвечивают» себя.
Однако причиной телефонного терроризма может быть и банальное желание досадить, поступить «назло» кому-то или чему-то, испортить «всем все» — ведь «мне же плохо, я недоволен жизнью, страной, ценами, услугами» и т.д. и т.п.
— Какое «послание» таким образом человек хочет донести обществу?
— Это прежде всего вызов, посыл, что и в одиночку человек может заставить бояться многих. Либо просто агрессия в отношении окружающих, проявляющаяся таким образом. Или — противопоставление себя обществу и поступок «в пику» ему.
— В чем отличие настоящего террориста от «телефонного»?
— Отличие телефонных террористов от реальных в том, что последние после атаки обычно берут на себя ответственность, тщательно продумывают тактику, следят за тем, чтоб не быть пойманными, имеют четкую цель и идею подобного действия. И даже, получая удовольствие от страданий, ужаса, паники и страха, от ощущения всевластия над жизнью людей, почти никогда не теряют голову, действуя методично и продуманно.
— Может ли иметь место профилактика телефонного терроризма? Что должно насторожить родственников, сотрудников или соучеников такого человека? Как ему помочь?
— Точно «вычислить» телефонного террориста невозможно. Мы можем долго жить рядом с человеком и не знать, не догадываться о его мыслях, желаниях, переживаниях. Наше общество грубо и черство, каждый озабочен своими проблемами — не до анализа жизни других.
Компенсированный психопат ничем не отличается от обычного человека. Более того, он ведет себя очень правильно и «четко». Насторожить могут различные «сверхзахватывающие» увлечения пиротехникой, войной, подрывными вопросами. А так же агрессивное поведение, склонность к насилию и решение вопросов грубо. Кроме этого, людям с пограничной психикой присущи эпатажность и вычурность поступков. Либо интравертированность, закрытость, переходящая в самоизоляцию — это как «бомба замедленного действия». Им свойственны неприятие чужого мнения, быта, религиозных убеждений.
Недаром после новых фильмов про маньяков, убийц и т.п. учащаются агрессивные поступки, особенно в среде молодежи. Для них это — как пособие к действию, признаки «крутизны».
В вопросе профилактики телефонного терроризма на первом месте стоит построение здорового общества, наличие хороших социальных стандартов, здоровая семья, школа и т.д. Это — вопрос глобальный.
— Как следует реагировать на частые сообщения о минировании общественных мест? Как побороть страх и не поддаться панике?
— Для предотвращения паники людей нужно тренировать. В Америке, Европе целые учения проводят на случай террористической атаки. Учат куда идти-не идти, бежать-не бежать, когда кричать-молчать, сопротивляться-не сопротивляться, звонить-не звонить… Тогда, в случае подобного происшествия, все делается «на автомате» и с контролем эмоций у большинства людей.
Реагировать надо на ВСЕ случаи угроз — даже если вероятность 0,0000000000001% . Ведь иначе будут жертвы и хаос.