1 сентября 2017 года вступило в полную силу соглашение об Ассоциации Украины с Европейским союзом. Долгая дорога к Ассоциации с Европой завершена. Что даст Украине сближение с Евросоюзом и каким оказался эффект от уже действующих положений соглашения, корреспондент ГолосUA расспросил эксперта по экономическим и политическим вопросам Всеволода Степанюка.
— Как Ассоциация с Евросоюзом повлияет на украинскую экономику?
— После вступления договора ЕС будет настаивать на том, чтобы выполнялось законодательство и нормы Ассоциации по защите прав человека в Украине, во всяком случае, хотелось бы на это надеяться. Вместе с тем, экономика будет ухудшаться, потому что никакой зоны свободной торговли для украинских предприятий там на самом деле нет. Остались тарифные барьеры, по сырьевому экспорту квоты достаточно маленькие. Их все равно не дадут в полной мере отечественным предприятиям, поэтому у них не будет возможности выйти на европейский рынок. Кроме того, я думаю, что высокотехнологические предприятия продолжат закрываться, так как являются конкурентами европейских. Единственный плюс – есть надежда, что ЕС будет контролировать нашу власть в плане не нарушения прав человека.
— Успеем ли мы в короткий срок переформатировать украинское законодательство под европейские нормы?
— Законодательство переформатировать можно, хотя будет сопротивление со стороны определенных бизнес–структур. По той причине, что они будут терять свой бизнес или им будет намного сложнее его вести. Украина обязалась соблюдать энергетическое законодательство ЕС, принять земельную реформу и так далее. Внедрить новые законы можно, весь вопрос в том, как их выполнить без ущерба для экономики страны. Считаю, что принятие всех этих законов без подкрепления денежных ресурсов нанесет вред нашей экономике. Украина должна понимать, где она сможет брать деньги для выполнения этих европейских законов.
— Откуда Украина сможет взять деньги для выполнения этих европейских законов?
— Нигде. Поэтому, скорее всего, законы не будут выполняться, либо приведут к закрытию ряда предприятий.
— Что начнет дорожать в первую очередь после того, как мы подписали Ассоциацию с ЕС?
— Сегодняшнее подорожание не связно с Евроассоциацией. Оно связано с политикой власти. В будущем при гармонизации налогового и экологического законодательства, при переходе на европейские фитосанитарные нормы, в первую очередь, подорожает пищевая промышленность. Также увеличится стоимость алкоголя и сигарет. Не будет расти в цене одежда и есть шансы, что слегка может подешеветь бытовая техника. Все что касается ежедневного потребления, что еще пока дешевле чем в ЕС, подтянется к европейским ценам.
— Есть ли хоть какие-то плюсы от того, что наша страна интегрируется в ЕС?
— Не вижу ни одного плюса, потому что из-за евроассоциации Украина теряет часть своей независимости. Постановка нашей страны в жесткие рамки будет тормозить ее развитие, а не содействовать ее выходу на новые рынки. Наша продукция не выйдет на еврорынки, так как в ЕС нет свободного рынка. Например, та же пищевая продукция довольно серьезно датируется в ЕС, а в договоре об Евроассоциации написано, что Украина не имеет права дотировать свой экспорт в Евросоюз. То есть наши производители данным договором заранее ставятся в неравные условия. О каком выходе на рынок может идти речь? Данный договор преследует только одно – оторвать Украину от России и стран СНГ. Больше он ничего не дает Украине в материальном плане. Он ущербен для Украины.
— Возможно, ЕС увеличит квоты на нашу продукцию?
— Это будет зависеть от решения Еврокомиссии, судя потому что там сейчас происходит, то увеличивать квоты на сельхозпродукцию сейчас не будут. На данный момент наши технологичные предприятия теряют рынки сбыта и прибыль на Востоке. И со временем, имея мизерные заказы, они достаточно быстро прекратят свое существование. Получится, что договор об Ассоциации закрепляет положение Украины, как сырьевого придатка, и переводит в статус колонии Евросоюза.