18 марта Президент России Владимир Путин подписал с главой парламента АРК Владимиром Константиновым и премьер-министром автономии Сергеем Аксеновым договор о принятии Крыма в состав РФ. Если Госдума РФ ратифицирует этот документ, Крым войдет в состав Российской Федерации. В то же время, Украина не признала крымский референдум, поэтому, в частности, экономика Крыма по-прежнему является частью экономики нашей страны. О финансово-экономических аспектах крымского кризиса корреспондент ГолосUA расспросила руководителя экономических программ Международного фонда «Единый мир» Всеволода Степанюка.
— Всеволод Владимирович, Минсоцполитики продолжает начислять крымчанам зарплаты и пенсии, в Крым поставляется электроэнергия, вода и газ, и даже референдум 16 марта проведен за средства государства Украина. Что это означает? Как украинская власть должна действовать в сложившейся ситуации?
— Все очень просто: Украина обязана выплачивать пенсии своим гражданам, или гражданам, которые эту пенсию заработали на территории Украины. И, даже если они станут гражданами России, между Украиной и Россией есть договор о том, что пенсии взаимно выплачиваются. Поэтому от выплат пенсий украинским пенсионерам, даже если они сменят гражданство, Украина никуда не денется.
В отношении того, что Украина поставляет в Крым энергоресурсы – у нас рыночная экономика, и мы не поставляем воду или электроэнергию, мы их продаем. Другой вопрос, по каким тарифам. Поставки электроэнергии, воды — естественно, вопрос договорных отношений.
— А что по поводу общего бюджетного финансирования?
— Что касается общего бюджетного финансирования АРК: если в Крыму перестанут существовать украинские администрации, соответственно, не будет и этого финансирования. И этот вопрос отпадет сам собой.
— На территории полуострова есть много недвижимости, принадлежащей государству Украина. Что с ним будет?
— Это — очень интересный вопрос. Если посмотреть на опыт разделения имущества Советского Союза… Крым как раз и хочет следовать этому опыту. То есть, в АРК считают, что все государственное имущество на их территории должно принадлежать Крыму.
С другой стороны, это может быть не государственное имущество, не принадлежащее министерствам, а, скажем, например, профсоюзам или каким-то ведомствам. Те же санатории – это имущество конкретных юридических лиц Украины. И они не должны быть национализированы Крымом. Или – Крым обязан выплатить за них компенсацию. Ведь экспроприация имущества юридических лиц, даже если это госсобственность, имеет хорошую судебную перспективу в международных судах. Поэтому — нужно разделять чисто государственную собственность и собственность юридических лиц государства Украина.
— В ходе противостояния на полуострове повреждено много украинских государственных объектов, в частности, военных, выведена из строя дорогостоящая техника в аэропортах и военных частях. Каков механизм компенсации?
— Если Украина признает независимость Крыма или его статус в качестве части Российской Федерации, то наша страна должна получить компенсацию за все свое поврежденное имущество. Но, так как мы не признали крымский референдум, соответственно, каких-либо перспектив возмещения этих убытков нет.
— В России озвучивалось мнение, что дотационная крымская экономика будет нелегким грузом для РФ. Что можно сказать об этом? Мы продолжим дотировать экономику полуострова в случае, если не признаем результаты референдума?
— Нет, мы не будем продолжать ее дотировать, потому что, думаю, в ближайшее время украинские органы власти в Крыму будут ликвидированы. Просто — не будет адресата для получения дотаций.
И я бы не сказал, что полуостров так уж беден. Напротив, Крым очень богат. Это вопрос к украинской власти, почему там не разрабатывались ни нефтяные, ни газовые месторождения и эффективно не использовалось имущество.
— Что Украина теряет вместе с Крымом с экономической точки зрения?
— Украина теряет большую часть шельфа, на котором есть нефть и газ. Мы теряем выход в Черное море из Азовского и из части континентальных портов. То есть – все выходы теперь будут через территориальные воды России, и за это придется платить. Украина также теряет возможность какого-то бюджетного отдыха для своих граждан, потому что отдых за границей был далеко не по карману каждому украинцу.
— Ваш прогноз относительно дальнейшего экономического развития Крыма? Говорят, что полуостров интересен России в качестве военной базы, и туристическая инфраструктура развиваться там не будет.
— Да, действительно, экономическое развитие Крыма я вижу связанным с развитием российской военной инфраструктуры, а также — с добычей нефти и газа. Это основные источники развития крымской территории. Но это — не только развитие самих военных баз. Инфраструктура – это и ремонтные мощности, аэропорты, электроника, и так далее. В принципе, если там будет существовать довольно серьезная военная инфраструктура, для содержания Крыма этого более, чем достаточно. Ведь в Крыму сейчас главная проблема – отсутствие работы, там очень высокая безработица. Военная инфраструктура может создать тысячи рабочих мест. Плюс – доходы от ренты за нефть и газ.
Думаю также, что в первые годы присоединения Крыма Россия будет давать полуострову довольно щедрые дотации, чтобы крымчане ощутили улучшение жизни. Так Россия действовала в Татарстане и Чечне, фактически, забрасывая эту территорию деньгами, чтобы люди перестали оказывать сопротивление российской власти.