Несмотря на серьезные трудности, через которые проходит сейчас экономика Украины и о которых не раз громко заявляли представители власти, Президент Виктор Янукович выдвинул ряд новых социальных инициатив. Первый заместитель главы президентской Администрации Ирина Акимова уже выступила с разъяснением механизмов их реализации, на следующей неделе изменения в бюджет должен внести парламент. О «скрытых возможностях» украинской экономики и о том, случайно ли “потепление” в социальной политике правительства совпало с приближением парламентских выборов, корреспондент “ГолосUA” говорил с экс-главой Госфинуслуг, бывшим министром экономики Украины Виктором Сусловым.
— Виктор Иванович, реально ли выполнение новых социальных инициатив, выдвинутых Президентом, и что для этого придется сделать правительству?
— Для того, чтобы ответить на этот вопрос, надо объективно оценить масштаб этих инициатив. Собственно, основных инициатив три. Первая — очередная акция по частичному погашению задолженности по утраченным в Сберегательном банке Советского Союза вкладам. Это — выплаты для 6-ти млн. человек по тысяче гривен, как объявлено — то есть, 6-ть млрд. грн., абсолютно небольшая сумма. Вторая часть — доплаты по 100 грн. для малообеспеченных пенсионеров с минимальными пенсиями, по оценкам, сумма составит около 9-ти млрд. гривен (такая цифра, по крайней мере, прозвучала). И еще один объявленный миллиард — это снижение процентов по ипотечным кредитам до 2-3%, путем финансирования разницы за счет бюджета. Итого — 16 млрд. грн.
Что такое 16 млрд. грн.? Доходная часть Государственного бюджета Украины на 2012 год составляет 332,8 млрд. грн. 16 млрд. — это всего лишь 4,8% от этой суммы. То есть, все социальные программы, все инициативы затрагивают всего 4,8% доходов бюджета. Соответственно, эти деньги не очень сложно найти даже путем простого перераспределения расходной части бюджета. Можно «ужаться» по определенным направлениям.- По каким?
— По финансированию органов государственной власти — там много можно сэкономить. Содержание различных санаториев, госдач и так далее. В бюджете в плане экономии можно найти многое…
— Я не знаю, каким путем пойдет правительство и Президент. Но подчеркиваю, что эта социальная программа — очень малого объема. Она не требует от страны какого-либо серьезного напряжения. И, безусловно, будет выполнена. Сделать это легко, она мала по стоимости.
— Совсем недавно, всего несколько месяцев назад, Кабмину были переданы полномочия по управлению «в ручном режиме» социальными льготами для 16 категорий граждан. Тогда это решение власть объяснила отсутствием бюджетных средств для выполнения социальных законов. Сейчас же деньги на «социалку» нашлись. Как вы можете это объяснить?
— Это вопросы совершенно разного "веса". Социальные льготы тянут, если выполнять все принятые в Украине законы, более чем на 150 млрд.гривен — сумма для бюджета неподъемная. Конечно, передача Кабмину права самому решать, что платить, а что — нет, ошибочна. Но наша Верховна Рада безнадежно больна популизмом и не в состоянии принимать решения в условиях жестких бюджетных ограничений. Тем не менее ее надо было бы принудить привести запросы на социальные выплаты в соответствие с возможностями бюджета.
Вернемся, однако, к вопросу о том, где взять деньги. Сегодня Акимова ( Ирина Акимова, первый заместитель главы Администрации Президента — ред.) заявила, что из 16-ти млрд. уже нашли 11-ть, за счет значительных сверхплановых налоговых поступлений в бюджет, как она утверждает. Я не знаю, насколько это соответствует действительности. Но раз говорит — наверное, соответствует. Оставшиеся 5-ть млрд можно найти за счет перераспределения расходных статей.
— Не могут ли эти средства «найтись» путем усиления налогового давления или включением «печатного станка»?
— “Печатный станок» у нас и так работает, пока в невысоком темпе. Но Национальный банк для того и создан, чтобы проводить эмиссию денег. Вопрос не в этом. Например, на прошлой неделе Минфин легко продал облигации внутреннего займа и за один день привлек в бюджет 2,5 млрд гривен. Что ж, продаст несколько раз на 2,5 млрд. Это происходит каждую неделю — обычная практика Министерства финансов. Наша страна вообще живет, стремительно наращивая как внешние, так и внутренние долги. Бюджет дефицитен, дефицит покрывается за счет внешних займов.
Расходы, о которых мы говорим, пока провести нельзя, так как они не запланированы в бюджете на 2012 год. На следующей неделе планируется внесение конкретных изменений в закон о бюджете. Вероятно, будет предусмотрено увеличение поступлений доходов от налогов, возможны перераспределения в расходной части бюджета. Кроме этого, вероятно и поднятие «потолка» наращивания государственного долга — с тем, чтобы можно было продать больше облигаций. Тогда станет ясно, каким путем пошло правительство, выполняя поручение Президента, и насколько с этим согласилась Верховная Рада.
— Почему именно сейчас возникло решение о выплате 1-й тыс. грн. вкладчикам Сбербанка СССР и каким образом государство должно возместить эти вклады?
— В 1996 году был принят закон Украины «О государственных гарантиях восстановления накоплений граждан Украины», обязывающий правительство выплатить задолженность по вкладам в Сбербанке и по некоторым другим направлениям — советским облигациям, накопительным счетам Госстраха СССР, совокупно в сумме 131 млрд 960 млн грн. Из этой суммы к настоящему времени выплачено немногим больше 10,65 млрд, причем основная часть — 6,5 млрд, в период премьерства Юлии Тимошенко, так называемая «Юлина тысяча».
Вкладчикам остается выплатить еще 121 млрд.грн. Пока Президент Украины принял решение выплатить еще 6 млрд. При темпах выплат за прошедшие после принятия закона 15 лет для завершения выплат понадобится еще лет 150.
Поэтому, если говорить о новой социальной политике — власть должна иметь конкретную программу выполнения этого закона в целом, внести ясность в процесс погашения задолженности по вкладам населения. Очевидно, необходимо оформить ее, как часть внутреннего госдолга, возможно, в виде облигаций государственного займа, установить конкретные сроки выплат. Начислять по ним проценты, чтобы они не обесценивались из-за инфляции. Ведь с 96-го года эти деньги обесценились более, чем в шесть раз, а норма об их индексации пропорционально темпам инфляции была из закона изъята.
То есть, нужны решения на уровне государственной политики. К сожалению, аппарат Президента Украины пока не предложил таких решений. И получается, что это как бы не норма закона, правительство лишь выплачивает какие-то разовые суммы под выборы. /> Я считаю, что до тех пор, пока обязательства перед гражданами не будут должным образом, то есть законодательно, оформлены, прогрессивные политики должны не переставать за это бороться. В конце концов речь идет о выплатах людям старшего поколения, создавших и отстоявших нашу страну, которые сегодня находятся в тяжелом материальном положении.
— Доплатить малообеспеченным пенсионерам по 100 гривен гораздо проще, чем пересчитать потребительскую корзину…
— Хорошо, если эти деньги будут выплачены, негативно относиться к этому не следует. Но наряду с эти надо требовать ясности в социальной политике. Основная проблема, которая пока никак не решается — колоссальное имущественное расслоение в обществе. Поэтому надо вводить прогрессивное налогообложение личных доходов, проводить достаточно серьезные меры, которые бы заставили и богатых потуже «затянуть пояса».
— Хотелось бы уточнить по поводу ипотеки — насколько реально возрождение системы ипотечного кредитования в короткие сроки, о чем говорила Ирина Акимова? Есть ли для этого сейчас экономические основания?
— На все бодрые заявления представителей власти о росте экономики я отвечаю указанием одного факта — что в 2009 году ВВП упал сразу на 14,9% и к настоящему времени падение 2008-09 гг не восстановлено. То есть, мы еще не вышли даже на докризисный уровень производства валового продукта.
Что касается ипотечного кредитования — поскольку речь идет о выделении совершенно небольшой суммы… Сколько квартир можно купить на 1 млрд гривен? Полторы-две тысячи. Конечно, такое количество жилья весьма незначительно. Это не окажет никакого заметного влияния ни на обеспечение граждан жильем, ни на стимулирование экономики. К тому же эти деньги планируется направить на частичное погашение процентов по кредитам. То есть эти льготы смогут получить граждане, способные взять ипотечные кредиты в банках в сумме 0,5-1 миллион гривен и вернуть их за счет своих текущих доходов. Но тогда это программа не для бедных. Это программа для бизнесменов, других представителей среднего класса, государственных чиновников.
— И инфляция в результате реализации социальных инициатив Президента не превысит 1,5%, как заявила Ирина Акимова?
— Не превысит, а, может быть, даже будет и меньшей. Ведь суммы незначительны. Это — в большей мере мероприятие политического характера, чем экономического, для того, чтобы подчеркнуть, что власть заботится о малообеспеченных.
— Могут ли каким-то образом социальные инициативы Виктора Януковича повлиять на итак проблемное сотрудничество Украины с МВФ?
— Украина по программе МВФ не выбрала более 12 млрд долл. Это 96 млрд грн., под 3,5% годовых. Вот там были основные ресурсы, в том числе и на социальное развитие. Эти потери чем-либо возместить невозможно.
Если же говорить о последних социальных инициативах — их суммы настолько незначительны, что они каких-то негативных реакций у МВФ не вызовут.
— Риторический вопрос — почему бы не облегчить жизнь собственным согражданам еще год назад?
— Подобные мероприятия, как я уже говорил, проводятся под выборы. Гражданам надо радоваться, что есть выборы, все вспоминают об избирателях и проводят такие мероприятия, которые могут повлиять на голосование.
В политической программе этого, 2012 года, также: бесплатная раздача гречки и других продуктов на избирательных округах, обустройство детских площадок, проведение фестивалей песни и пляски по селам. В ответ благодарный народ должен будет вновь избрать парламент миллионеров, который утвердит правительство миллиардеров, и все опять повторится сначала.