На минувшей неделе Европейский парламент поддержал решение о введении временных торговых преференций для Украины. Ожидается, что благодаря изменениям, Украина сможет дополнительно нарастить объемы торговли с ЕС почти на 200 млн долларов. По словам украинского Президента Петра Порошенко, торговые преференции начнут действовать уже осенью текущего года, но, учитывая, что по некоторым видам продукции украинские производители исчерпали квоты всего за несколько месяцев, решение даст кратковременный положительный эффект. ГолосUA поинтересовался у экс-министра экономики, заслуженного экономиста Украины Виктора Суслова, насколько выгодна для Украины зона свободной торговли с Евросоюзом и какой эффект она уже дала экономике страны.
— Виктор Иванович, учитывая политику квотирования поставляемой в Европу украинской продукции, что выиграла экономика страны с вступлением в силу ЗСТ с ЕС?
— За период, который прошел с начала работы зоны свободной торговли между Украиной и Европейским Союзом, стало ясно и всем известно, что нет полной зоны свободной торговли, что Евросоюз установил ограничения на экспорт украинской продукции, в основном сельскохозяйственной, на рынки Европейского союза. По более, чем 30 позициям. Многое уже писалось о том, что Украина в течение буквально двух недель или месяцев исчерпала квоты по своему экспорту, например, меда в Евросоюз, исчерпала квоты по экспорту кукурузы и по многим другим позициям. Поскольку квоты очень маленькие, они совершенно не соответствуют торговым возможностям Украины. Иначе говоря, если называть вещи своими именами, вся украинская и мировая общественность увидела, что нормы Соглашения о зоне свободной торговле между Украиной и Европейским Союзом по отношению к Украине дискриминационные, поскольку нет свободной торговли. Есть свободная торговля только в рамках квот, а квоты весьма небольшие, а все, что сверх квот может быть продано, оно все подлежит в полном объеме налогообложению – налогами и импортными пошлинами. И, соответственно, оно все подлежит налогообложению.
— Однако квоты уже несколько раз пересматривались, и сейчас речь идет о новых торговых преференциях для украинских производителей…
— Сейчас это попытка сделать пиар на ослаблении дискриминации. Да, Евросоюз принял решение пойти навстречу Украине и некоторые квоты повысить, далеко не все. Поэтому общий вопрос, на который нужно дать ответ: это торговые преференции или уменьшение дискриминации. Я, например, уверен, что с точки зрения экономической, это некоторое ослабление дискриминационных ограничений для украинского экспорта, это не является торговыми преференциями. Торговыми преференциями оно было бы в том случае, если бы не было вообще никаких ограничений для Украины по экспорту, если бы свободная торговля, действительно, была бы свободной торговлей. При этом нельзя не отметить, что уменьшение объема дискриминационных мер и увеличение квот для украинского экспорта – безусловно, это позитивный шаг по отношению к Украине, это хорошо для украинских экспортеров, безусловно, это увеличит украинский экспорт сельскохозяйственной продукции – меда, например, в Европейский Союз. В принципе, это движение в правильном направлении, но только это не торговые преференции.
— Какой режим у Украины для европейской продукции? Можем ли мы также регулировать ее объем на нашем рынке?
— У нас нет квот, мы же не устанавливали ограничения для европейских экспортеров. Европейский импорт растет, но европейская продукция в таком, не переработанном, сырьевом виде, как украинская в Европу, она в Украину не поставляется. Естественно, мы не являемся импортером меда из Европы или импортером зерна, кукурузы. Из Европейского союза мы импортируем, в основном, переработанную продукцию – хамон, сыры и так далее. И их объем растет, и поскольку Украина не вводила экспортные квоты, тот тут, поскольку эта европейская продукция дорогая, все определяется рынком. Такие продукты потребляются, в основном, богатыми людьми, а количество богатых в Украине ж не велико, и доходы населения все время падают, и наши граждане не могут предъявлять растущий спрос на готовую продукцию европейского аграрного сектора. Растет и этот сегмент, но не так быстро.
— Какой эффект в целом Украине уже дала экономическая часть соглашения с ЕС?
— Как и предсказывалось, выполнение экономической части Соглашения об ассоциации предало экономике Украины более ярко выраженный сырьевой характер. То есть, Украина начинает занимать то место в мировой экономике, которое ей и было предопределено ведущими мировыми державами – то есть, поставщика сырья. У нас и в экспорте резко растет доля сельскохозяйственной продукции, экспорт сельскохозяйственной продукции стал у нас основным экспортом. И Украина постепенно, благодаря выполнению Соглашения об ассоциации, становится аграрной державой и планомерно проводит деиндустриализацию, постепенно изживая в стране промышленное производство.
— Хватит ли потенциала одного сельского хозяйства для поднятия экономики Украины хотя бы на докризисный уровень?
— Самого стимулирования сельскохозяйственной продукции недостаточно. Назрел и объявлен следующий этап реформы в этой сфере – снятие моратория на продажу земель сельскохозяйственного назначения. Это одно из требований МВФ. В ближайшее время такой законопроект должен быть подан в Верховную Раду. И, собственно, подъем сельского хозяйства должен пойти в случае принятия эффективного закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения, особенно, если будет разрешена продажа земли иностранным фирмам и гражданам и это должно открыть путь крупнейшим транснациональным компаниям в аграрном секторе для усиления своих позиций в Украине и увеличения сельхозпродукции в Украине. Вот, собственно, превращение Украины в аграрную державу непосредственно связано с необходимостью принятия решения о продаже земель сельскохозяйственного назначения.
— Ранее Президент Порошенко заявлял и о том, что нынешней осенью вступит в силу и политическая часть соглашения об ассоциации с ЕС. Что она изменит в Украине?
— Там достаточно большой объем взаимодействий и сотрудничества – политического и даже военного между Украиной и странами Европейского Союза. А это другая тема. Это постепенный переход на политические стандарты ЕС. Это больше имеет значение политическое.
— Потребует ли это от Украины дополнительных расходов?
— Украина будет помаленьку переходить на те нормы законодательные, которые приняты в странах ЕС. Это не требует больших каких-то инвестиций, хотя, конечно, требует технической, консультационной, и такая помощь будет Европейским Союзом Украине оказываться. Но, конечно, это изменения больше институционального плана, а не инвестиционного – не создание каких-то новых отраслей или изменение торговых режимов, поэтому никаких больших инвестиций, кроме экспертной и консультативной помощи не понадобиться.