Кабинет министров Украины намеревается реструктуризировать Государственную санитарно-эпидемиологическую службу и уменьшить численность ее работников вдвое. С просьбой прокомментировать, как такие нововведения отразятся на качестве жизни взрослых и юных украинцев, корреспондент ГолосUA обратился к заместителю главного врача Центральной СЭС МОЗ Украины Виктору Свите.
- -Виктор Николаевич, почему в последнее время так часты сообщения об отравлениях едой в государственных школах, детских садах и санаториях?
- -Это объясняется, прежде всего, подбором продуктов, из которых еду готовят. Можно ли за 7 грн накормить ребенка? Нет. Это очень непростой вопрос, все упирается в процесс тендерных закупок. Выигрывают те фирмы, которые предлагают самую низкую цену, но одновременно страдает качество. Ведь необходимо брать не продукты низкого качества, чтобы сэкономить бюджетные деньги, а хорошие — хотя они обойдутся дороже. Нужно доверять фирмам, серьезно занимающимся поставками.
- Не менее важен «человеческий фактор» — подготовка персонала, который занимается приготовлением еды в школьных столовых, создает меню. Как правило, в этом процессе не участвуют руководители, за все отвечающие. Им нередко «наплевать», чем детей накормит повариха баба Маня, которая одновременно убирает, режет продукты и разносит обеды. Руководство школ надо серьезно готовить, чтобы они бывали на блоке питания ежедневно и сами отвечали за эту работу.
- -В связи с тем, что почти наполовину сократится Государственная санитарная служба — как теперь будут контролироваться безопасность и качество школьной еды в дальнейшем?
- -Раньше питание в школах контролировалось санслужбой. Мы отбирали продукты питания, исследовали их калорийность. Ведь можно «делать вид», что детей в школе кормят, например, капустой, или чем-то еще, но калорийность такого питания будет занижена на 30-50%. что не позволит развивающемуся организму ребенка получить все необходимое количество витаминов, белков, жиров и углеводов хорошего качества.
- Я не думаю, что ветеринарная служба, которая сейчас будет контролировать питание школьников, сможет заниматься этими функциями. Их задача — дать продукты питания, мясо или рыбу, не условно-пригодные, а хорошего качества.
- -То есть, школьное питание станет еще хуже?
- -Если мы в среднем регистрируем 40 вспышек массовых пищевых отравлений за год по стране после школьной еды, то через год, вероятно, их станет 80. А еще через год будем иметь 175 таких случаев. Потому что на каждом таком объекте контроля есть серьезные нарушения.
- В то же время, последнее постановление Кабмина ограничивает посещение таких объектов санслужбой. Особо важные объекты будут контролироваться раз в год, вторая группа — раз в три года, третья — раз в пять лет. Да, есть у нас нерадивые сотрудники, которые «выкручивают руки» работникам общепита, выходя оттуда с продуктами питания и деньгами, чтобы не составлять актов о нарушениях. Но такие случаи есть и на таможне, и в МИДе.
- -Что же будет, если разрушить всю систему контроля?
- Санслужба в Украине существует уже 89 лет, в следующем году юбилей — 90-летие. Сейчас планируется за один год уменьшить количество учреждений санитарного надзора с 805 до 397-ми… По штатному расписанию, у нас было 52 тысячи 944 ставки, а сотрудников приблизительно 47 тысяч — это врачи, биологи, средние медицинские работники, шоферы, бухгалтера и экономисты. К концу года их должно остаться 29 996 человек. Не знаю, как это просчитали. В этой связи сократиться количество кафедр в медицинских университетах, могут исчезнуть кафедры усовершенствования врачей в институте последипломной подготовки. Не знаю так же, останутся ли в нашей системе врачебные должности.
- -А кто останется? Лаборанты?
- -Сейчас лабораторные подразделения хотят отделить от структуры санитарной службы, сделать их коммерческими, чтобы они сами зарабатывали деньги. А как это возможно сделать? Санслужба отбирает пробы еды, чтобы определить качество еды и калорийность. Но идет туда и специалист, который берет смывы, пробы воды, на которой готовится пища, они работают в тандеме.
- К тому же, в санслужбе до реорганизации была трехуровневая система управления — местный (районный), региональный (областной), национальный (Цетральная СЭС, Минздрав, Департамент госсанэпиднадзора и три-четыре научно-исследовательских института) уровни. То, что сегодня создается — «трудная» система, и взаимоотношения между людьми в новой системе тоже будут трудными.
- Согласен, любую систему нужно усовершенствовать. Однако это должны осуществлять люди, знающие свое дело. В четырех областях Украины внедрялись пилотные проекты по реорганизации системы медицинской помощи населению, но нас туда не привлекали, не знаю, почему.