В. Свита: «Ликвидация СЭС приведет к росту инфекционной заболеваемости»

Как заявил министр здравоохранения Александр Квиташвили, Минздрав Украины предлагает ликвидировать Государственную санитарно-эпидемиологическую службу. «Санэпидемслужбы обирали всю страну взятками. Я не думаю, что они как-то эффективно работали на благо и здоровье нации. Нужно отходить от таких советских структур, убирать такие советские символы, как санэпидемстанция, и переходить на нормальную работу», — отметил Квиташвили. О том, к чему приведет ликвидация СЭС, корреспондент ГолосUA расспросила заместителя главного врача Центральной СЭС Минздрава Украины Виктора Свиту.

— Виктор Николаевич, прокомментируйте, пожалуйста, информацию о ликвидации санитарной службы…

— Полтора месяца назад один из руководителей Государственной санэпидслужбы ездил с Александром Квиташвили в ознакомительную поездку в Винницу. Министр заходил в Главное санитарное управление, говорил, что будет поддерживать службу. И вдруг – такой поворот. То, что министр заявил, удивляет всех наших специалистов.

— Насколько справедливо обвинение санэпидслужбы во взяточничестве?

— В любой структуре есть люди, которые могут кому-то «выкручивать руки» и получать какую-то «мзду». Кто-то дает «пищевикам» кусок мяса или бутылку коньяка. Но это же — не пограничники или таможенники. Значит, кто-то министру «вложил в уши» такую информацию. А он по специальности историк и не знает системы.

— Может ли Украина обойтись без санслужбы?

— О решении ее ликвидировать у населения никто не спросил. В то же время, даже малые предприниматели, создавая свои фирмы, приходят в систему санэпидслужбы, чтобы получить консультации. Если мешают жить тараканы, грызуны, шум или вибрация на производстве – тоже идут к нам. Кому все это будет передано?

Существует постановление Кабмина №442 об оптимизации работы санэпидслужбы. Правительство хочет объединить фитосанитарную службу, защиту прав потребителя, Государственную санэпидслужбу и еще некоторые другие организации. И — мучаются, но пока ничего не могут сделать.

— Вы упомянули тараканов и крыс, но неясно, кто будет контролировать распространение особо опасных инфекций…

— Да, я об этом уже не говорю. Существует система эпиднадзора: вывили корь, дифтерию, не говоря уже о чуме или сибирской язве – передают эту информацию в систему Государственной санэпидслужбы, которая проводит мероприятия по локализации очага.

Если санэпидемслужбу отправить в новое Агентство, где будут заниматься шумом, вибрацией, водоснабжением, канализацией – система эпиднадзора должна остаться в Минздраве. А там еще должны создать департамент по охране общественного здоровья, пока есть только управление – 6-12 человек.

— Имеют ли смысл реформы в системе, которая и так неплохо работала?

— Любая структура со временем теряет что-то в своей работе, ее нужно совершенствовать. Для этого должна трудиться специальная комиссия. Нашей структуре СЭС – 90 лет, и она периодически совершенствовалась. Раньше в Украине были ужасные вспышки полиомиелита, чреватого параличом и инвалидизацией больных. Сегодня мы ведем эпиднадзор за полиомиелитом, особенно – среди детей. Кто это будет делать после ликвидации СЭС?

Кроме того, мы выполняем ряд программ ВОЗ международного уровня: по кори-краснухе, по полиомиелиту и вялым параличам, по ротавирусной инфекции, по иммунопрофилактике, по бактериальным менингитам, по гриппу. Мы являемся структурой Минздрава, следим за всей инфекционной заболеваемостью. Вели еще и туберкулез, СПИД – но государство создало госорганы, курирующие этот вопрос. И их постановлением №442 ликвидировали, присоединили к Минздраву как управления.

— К каким последствиям может привести приостановка этой работы?

— Нас лишили контрольной функции, новое постановление Кабмина запрещает проводить любые проверки. Результат — у нас масса отравлений. В минувшем году зафиксировано 68 «официальных» вспышек острых кишечных инфекций – вирусного гепатита, сальмонеллеза, ротавирусного энтерита. По сравнению с 2013 годом, это больше на 35-40%. Появились две вспышки водного характера, а их не было уже лет шесть. В первом квартале текущего года мы уже имеем 15 или 16 вспышек, самая крупная, связанная с водой – в Бортничах, там было около 155 заболевших, риску подвергалось 8 тысяч человек.

Я понимаю, что от нашей работы ждут хороших показателей. Но, в то же время, постоянно сокращается количество людей и учреждений в санслужбе. Не знаю, кто дальше будет заниматься эпиднадзором.

Читайте также по теме