Вслед за неожиданно ранней презентацией Госбюджета-2017 правительство начало озвучивать и некоторые показатели главной финансовой сметы страны. Рост социальных выплат, увеличение зарплат медикам и учителям, невиданный размах строительства дорог и традиционный уже рост оборонного бюджета. ГолосUA поинтересовался у ведущего аналитика «Публичного аудита» Владимира Тарчинского, действительно ли социальная сфера станет приоритетом будущего бюджета и где правительство намеренно взять средства для повышения выплат бюджетникам.
— Владимир, премьер Гройсман назвал бюджет следующего года бюджетом развития. За счет чего, по-вашему, это будет достигнуто?
— Смотря развитием чего считать этот бюджет. Это может быть бюджет развития оборонного комплекса и развития безопасности, потому что тенденция последних двух лет продолжается – самая большая сумма содержания армии, правоохранительных органов возрастает. И если мы говорим только о бюджете Министерства обороны – это 5% ВВП, даже немного больше. Запрос Министерства обороны выполнен, и сейчас оборона и безопасность – это порядка 130 млрд грн. Это около 20% всего бюджета страны. В прошлом году было около 110 млрд грн на оборону и безопасность.
— Но социальные выплаты тоже планируют увеличить…
— Если говорить о социальной сфере, то +10% роста тех же минимальных заработных плат, той же пенсии – он, грубо говоря, 100%-ной инфляции за два года не соответствует. Рост зарплат учителей даже снизился, потому что правительство перекладывает этот рост на местные бюджеты, но мы можем вспомнить пикеты работников ПТУ в начале года, которых лишали финансирования таким образом. Киев, Харьков, другие большие города – их местные бюджеты могут позволить себе такое финансирование, а райцентры, на которые перекинули это, далеко не всегда могут похвастаться большим местным бюджетом для финансирования этих отраслей. Поэтому если этот рост зарплат врачей, учителей заложен в дотациях из государственного бюджета, может быть. Но все равно зарплата учителя на уровне 4,5 тыс. грн при номинальном прожиточном минимуме сейчас больше 5 тыс. грн (не тот, который нам сейчас рисуют, а нормальном – по нынешним ценам) – это тоже повод для критики. Да, есть объективная реальность, но, в то же время, финансирование МВД, ГПУ, аппарата Верховной Рады, секретариата Кабинета Министров, управления делами Президента – на все это деньги нашлись. Здесь можно ответить разве что риторикой министра соцполитики Андрея Ревы, что деньги людям давать нельзя – они их тратить начнут. Но это не совсем правильно.
— За счет чего будет достигаться рост зарплат и пенсий?
— Нам повысили только на то, что «съела» инфляция в 16-м году, а то, что происходило в 14-15-м – этого не учитывают. Рост доходов бюджета у нас за счет увеличения НДС и искусственного увеличения курса, а также инфляции. У нас рост по доходам по сравнению с прошлым годом всего 87 миллиардов, из них – 77 это рост за счет налоговых поступлений. Из этих 77 – порядка 50-70 – это НДС ввезенных продуктов, акцизы ввезенных продуктов. То есть за счет того, что гривна опять немножко просядет, мы получаем за счет долларов от экспорта больше гривны, и за счет этого гривневые поступления возрастают. Почему, если сейчас все говорят, что никаких предпосылок для роста курса валют нет, то мы видим, что нам уже наперед Кабмин говорит, что до 28 грн будет доллар. Ну, за счет этих всех инфляционных моментов и будет наполнение бюджета. То есть, никаких новых инструментов для повышения доходности бюджета нет.
— А что же касается приватизации, спецконфискации, которые также фигурируют в статье доходов?
— Приватизацию на 17,1 млрд опять перенесли на следующий год. Судя по тому, что от приватизации у нас на сегодня чуть больше 100 млн грн, то мы приватизацию выполняем на 0,2%, и не понятно, что будет в следующем году. Кроме того, перед приватизацией по многим предприятиям стратегическим, которые могут большую выручку принести, необходимо еще множество изменений в закон внести о приватизации. И не понятно, пойдут ли на это сейчас политические силы и, особенно, мажоритарщики и маленькие политические группы, которые и так теряют поддержку – пойдут ли они голосовать за распродажу народной собственности за копейки? Может быть, и нет.
— Сюда же относится и закон о спецконфискации…
— Законопроект о спецконфискации есть, он обсуждается. На нее запланировали 10 млрд грн, но большинство депутатов против, потому что, действительно, может быть очень большое давление, и много групп населения попадут под риск от этого без завершенной реформы системы правоохранительных органов и судебной – а там все будет зависеть от прокурора и судьи – принимать спецконфискацию пока рано. И в том виде, в котором сейчас предлагают – без вины виноват, то есть, презумпция виновности. Тогда надо вносить изменения в Конституцию и убирать презумпцию невиновности. Если мы говорим, что в Италии так сделали, но там четко было определено, кто такая мафия, кто к ней относится, у кого мы забираем. У нас такого нет. Там просто есть физическое лицо, которое подозревается. Любой из нас, кто просто проживает в другой стране, может даже не знать, что его имущество здесь отнимут. А потом он должен через суд еще доказать, что это его имущество, но тогда уже ему и возвращать нечего будет.
— То есть, получается, это не статьи доходов?
— Ну, на приватизацию и спецконфискацию обращать внимания особо не надо, потому что все равно все нагоняется за счет налогов. У нас неналоговые поступления в бюджет – это 10%, грубо говоря, от всего бюджета. Не выполняется приватизация. У нас посмотреть, сколько за все 25 лет приватизация дала денег, – она никогда не была инструментом наполнения бюджета. Она стабильно приносила какие-то десятки миллионов гривен, кроме «Криворожстали», которая стоит отдельно. План может и выполнялся (в предыдущие годы – ред.), но такую планку никогда не ставили, как в этом году – 17 миллиардов. Это планка под ОПЗ, под Сумыхимпром, может быть загнута под хорошие ликвидные объекты. И то, мы видим, как не могут поделить их и, соответственно торги не проходят.
— Существенно ли увеличится тогда налоговое бремя?
— Пока звучит увеличение акциза на подакцизные товары. По НДС пока нет изменений. Видите ли, есть бюджет, но нет проекта увеличения в налоговую – вот в чем проблема. То есть, какие налоговые изменения нам принесут под конец года. Тогда мы сможем говорить. Но, в принципе, за два года уже много чего попринимали, поэтому уже и МВФ, и европейцы говорят, что уже много нагнали – нужно по чуть-чуть бизнес освобождать.
— Огромная сумма – 130 млрд грн — была анонсирована в качестве бюджета на строительство дорог. Оправданны ли такие расходы?
— За счет бюджета на администрацию дорог – Укравтодор так называемый – его бюджет порядка 24 млрд грн. На бюджетный запрос «Укравтодор» назвал 32 млрд грн. Почему 130 миллиардов? Либо Гройсман приплюсовывает сюда договоренности с Европейским банком и другими международными кредиторами о получении помощи на строительство дорог, но в бюджет 130 – это оборонный бюджет, самый большой. 130 еще и на дороги. Может, тут приплюсовываются и деньги местных бюджетов, которые будут аккумулированы на это, но тогда мы не можем говорить о заслуге центральной власти.
— Ну, на доходы местных бюджетов вообще большие надежды у центральной власти. В следующем году на региональные власти перекладывается еще больше ответственности – говорили об оплате коммунальных услуг школ и больниц, зарплате медиков и учителей…
— Я боюсь, что это не удастся. Дополнительных местных налогов им никто не дал. То, что они имеют на сегодня с той части НДФЛ (налог на доходы физических лиц – ред.) – самой большой части наполнения местного бюджета – им увеличили тот процент, который они могут оставлять у себя. Но с учетом того, что там нет рабочих мест и маленький региональный валовый продукт, который они производят, и маленькие бюджеты, соответственно, нормальное финансирование школ и больниц от местных бюджетов тоже может остаться под вопросом. Пока еще субвенции есть, но насколько они дальше это сохранят, не известно.
Если мы говорим о децентрализации и берем европейский опыт, то там во многих странах предусмотрено, что местные власти могут устанавливать свои налоги: если на их территории есть – леса, поля и т.д. – они могут устанавливать рентную плату. Но опять же, месторождения у нас не везде есть, не везде есть недвижимость. Нужно тут брать особенность каждой территориальной единицы и смотреть, за счет чего они могут жить и зарабатывать сами. А у нас все равно еще идет копирка с вертикали налогового кодекса. Тут надо давать им больше прав, что, в принципе, и предполагает нормальная децентрализация.