В.Тимощук: «Основной риск Единого демографического реестра — незащищенность человека от нечестного использования информации о нем»

Год назад, 6 декабря, вступил в силу Закон Украины «О Едином государственном демографическом реестре и документах, подтверждающих гражданство Украины, удостоверяющих личность или ее специальный статус».
Это произошло, несмотря на заявления многих экспертов о тех угрозах, которые несет в себе создание подобного рода базы данных, а также о том, что этот закон противоречит Конституции Украины, Конвенции о защите лиц в связи с автоматизированной обработкой персональных данных и Закону Украины «О защите персональных данных».
О рисках, которые могут появиться в Украине вместе с созданием Единого демографического реестра, ГолосUA общался с заместителем председателя правления Центра политико-правовых реформ Виктором Тимощуком.
— Какие данные планируют вносить в Единый государственный демографический реестр?
— Закон предусматривает базовую информацию, которую будут вносить в реестр. Это фамилия, имя, отчество, место и дата рождения, место жительства, семейное положение, сведения о родителях, о всех документах, выданных человеку государством, информация о приватизационных бумагах, плюс оцифрованное изображение лица и оцифрованная подпись, а также дополнительные биометрические данные, а именно отпечатки пальцев, если человек их по тем или иным причинам сдает.
Хуже всего — это то, что данный перечень не является закрытым, мы не имеем исчерпывающего перечня информации, которую будут вносить в эту базу данных, мы не знаем, какие данные государство захочет о нас собирать.
— Кто будет владеть этой информацией?
— В законе есть очень хитрая норма о том, что этот реестр будет вести Государственная миграционная служба, но через Министерство внутренних дел, то есть фактически этой базой данных будут владеть два органа — Государственная миграционная служба и МВД.
— Какую цель озвучивали, когда заявили о намерении создать такую ​​огромную базу данных?
— Официальная цель — реестр вроде как должен облегчить предоставление административных услуг, поскольку вся информация о человеке будет в одной базе данных, и не нужно будет бегать за справками, чтобы подтвердить ту или иную информацию о себе. Но это, по моему убеждению, завуалированная цель, ведь и сегодня человека не нужно отправлять за такой информацией, поскольку можно через межведомственные запросы, по электронной почте запросто получать ту же информацию. При этом человек будет знать, что такие запросы делали, и в каждом случае он будет давать согласие на то, чтобы о нем получали информацию.
Обоснованной цели не существует. И здесь есть прямое нарушение Конституции Украины и Конвенции о защите лиц в связи с автоматизированной обработкой персональных данных. В Конвенции, в частности, сказано, что всегда должна быть четкая цель для сбора, хранения и обработки информации.
— Какие данный реестр несет риски как для обычных граждан, так и для активистов, предпринимателей и других категорий?
— Для обычных граждан основной риск — человек становится незащищенным перед тем, что информация о нем может быть использована нечестно. Эту информацию могут использовать, например, правоохранительные органы, если им нужно раскрыть какое-то преступление. Если есть описание преступника, то они могут подобрать кого-то похожего на него, и уже своими методами пыток просто добиться согласия человека быть преступником. Мы знаем как, к сожалению, работают наши правоохранительные органы.
Но есть и другие риски. Например, потеря собственности, ведь если есть оцифрованная подпись, информация о собственности человека, то эти данные могут купить мошенники, подделать подпись на документах о продаже, и потом человек будет долго доказывать, что он ничего не продавал.
То же касается общественных активистов, оппозиции потому, что когда есть максимум информации о человеке, то всегда можно найти его слабое место, на которое можно надавить.
— На какой стадии находится процесс разработки реестра, ведь известно, что закон вступил в силу год назад?
— Закон действительно уже год действует, но чтобы он начал действовать полноценно, должно быть финансирование. Кстати, здесь есть большой цинизм со стороны авторов закона, которые написали, что он не нуждается в бюджетном финансировании. Но, как известно, 11 сентября этого года было принято решение правительства, которым утвержден план мероприятий и запланировано выделить почти 800 млн. гривен на внедрение закона и создание этой базы данных. К счастью, реестр пока не действует, есть шансы все это остановить. Но если мы не остановим, то есть очень большой риск, что уже в следующем году будет создана основная часть этой базы данных. Ведь предусмотрено, что ее наполнение может осуществляться за счет объединения существующих сегодня баз данных различных органов.
— Существуют ли какие-то положительные моменты в этом реестре?
— Не может быть положительных моментов в таком реестре. Единственный позитив, который называли в контексте принятия этого закона, — это введение заграничных биометрических паспортов. Но это максимум до 10 % того, что есть в этом законе. Но опять же здесь есть маленькая манипуляция, ведь и те паспорта, которые мы имеем сегодня, являются по сути биометрическими, поскольку там есть оцифрованные изображение лица и подпись. Единственное чего нет — это возможности заносить отпечатки пальцев. Но для этого не нужно было ни принимать закон о реестре, ни изменять другие виды документов. Более того, принятие закона, который привязан к созданию этого реестра, откладывает перспективу внедрения иностранных биометрических паспортов.
— Насколько понимаю, другие страны не практикуют создание подобных баз данных?
— Прежде всего в демократических странах, таких как Франция, Германия, Нидерланды, не существует даже бледной копии такого реестра. Например, в Германии информация о месте проживания лиц является отдельной базой данных, и этот реестр — в муниципалитете. Если речь идет о паспортном реестре, то он тоже отдельный. Процедура выдачи паспортных документов за рубежом предусматривает, что человек сначала сдает анкету с информацией о себе, биометрическими данными. Пока документ готовят, эта информация о человеке есть у органа власти, но когда документ уже готов, его владелец проверяет, правильно ли все указано в документе, и затем эта информация уничтожается. То есть она не сохраняется в органе власти, сохраняются лишь общие данные — фамилия, имя, отчество и номер документа.
— Учитывая все риски, которые несет данный реестр, в каком направлении, по Вашему мнению, стоит двигаться?
— Если бы сейчас была спокойная политическая ситуация, то решение очень простое — как можно скорее принять новый закон о документах, удостоверяющих личность. Но, независимо от того, как будут развиваться политические события, нам нужно добиваться отмены этого закона («О Едином государственном демографический реестр и документы, подтверждающие гражданство Украины, удостоверяющих личность или ее специальный статус». — авт .).
А для того , чтобы унормировать порядок предоставления паспортных услуг, нужно принять другую редакцию закона [«О документах , удостоверяющих личность и подтверждающих гражданство Украины»], в котором все урегулировать. Несколько общественных организаций и экспертов уже создали неформальную коалицию, которая занимается подготовкой соответствующего законопроекта, который будет скоро готов и передан политикам.

Читайте также по теме