Не так давно представители КГГА торжественно отрапортовали о том, что за год Киев посетило 1,2 млн туристов, которые обогатили бюджет столицы на 10 млрд грн. Конечно, 20%-й рост турпотока в столицу выглядит более чем обнадеживающим, но на фоне катастрофического падения за предыдущие два года он все еще незначителен. Один только факт того, что за последние несколько лет в столице закрылось 18 отелей, а открылось 5 новых, говорит о многом. ГолосUA поинтересовался у руководителя Центра туристической информации Владимира Царука, почему Киев не привлекает толпы туристов, какие города предпочитают посещать иностранцы, а также кто и зачем, собственно, ездит в Украину вообще.
— Владимир, как изменилась динамика турпотока в Украину?
— Проблема в том, что мы только приблизительно можем сказать, сколько туристов приезжает в Украину, потому что, к сожалению, статистика может зафиксировать только количество людей, уплативших туристический сбор, когда они останавливаются в отеле. Этот сбор, в принципе, неплохой. Мы видим рост потока, как иностранцев, так и внутренних туристов, если брать столицу Киев. Но, безусловно, динамика не очень хорошая, потому что, например, количество иностранцев, которые приехали бы сюда, уменьшилось в сравнении с 2012-2013 годами по целому ряду причин. Прежде всего, это, конечно, безопасность. В Киеве на первом месте были россияне. Сейчас, понятно, что они не едут.
— А кто же может заменить туристов из России?
— Турпоток идет из Турции, Азербайджана, Казахстана, Белоруссии. Но из Белоруссии тоже количество сократилось по сравнению с 2013 годом. Польша – частично, Грузия очень активно начала ездить. В большинстве случаев рост туристического потока из-за границы происходит за счет деловых туристов, то есть, тех людей, которые приезжают сюда на конференции, по бизнесу, по каким-то совместным проектам.
— Что необходимо дли привлечения в нашу столицу иностранных путешественников?
— Для этого нужны безопасность, хороший промоушн, имидж Киева и, соответственно, хорошая раскрутка новых локаций. У нас есть, например, «Арт-центр Пинчука», «Мыстецький арсенал», но они, к сожалению, в основном, больше подходят для внутреннего пользования. Иностранцы не понимают, зачем им сюда приезжать, кроме как за дешевой едой, доступным жильем и красивыми пейзажами, ночными клубами. Какой-то толчок даст «Евровидение». Это шанс Киева проявить себя.
— Почему Киев привлекает так мало внутренних туристов?
— Если говорить о внутренних туристах, то ситуация с Киевом не очень хорошая, потому что Киев, в отличие от Львова, скорее играет роль делового центра. Мы не имеем ни одного яркого фестиваля, на который приезжали бы из разных регионов и из-за границы. Очень много разных событий, но еще мало о них знают, мало рекламы, мало пиара. Наибольшая же проблема, конечно, с безопасностью. Все смотрят телевизионные каналы, и время от времени разные митинги, акции в центре города. Это играет негативную роль для иностранцев, в первую очередь, так и для украинских туристов.
— Какие еще города Украины интересны туристам, кроме Киева и Львова?
— В первую очередь, это, конечно, Одесса. Она сегодня переживает определенный туристический бум, и даже в межсезонье туристы есть, и их больше, чем в прошлом или позапрошлом году. И в 2017 году Одесса будет очень популярна. Кроме того, популярной становится Херсонщина. Это направление пляжного отдыха, прежде всего, поэтому туда очень много туристов приезжает именно летом. К сожалению, в межсезонье – осень-зима – там туристов очень мало.
Конечно, это также Закарпатье и Карпаты. Эти места очень активно осваиваются иностранными туристами, которые летят прямыми рейсами. Также интересны, безусловно, санатории. Это Яремчя, это Моршин, это Трускавец, Сходница. Они на сегодняшний день заполнены на 70-90%. Санатории пользуются спросом, как у украинских туристов, так и иностранных. Хотя тоже у них есть проблемы в связи с потерей российского рынка.
— Какие перспективные направления вы могли бы отметить?
— Это Закарпатье, Волынь (Луцк, Шацкие озера), Полтавщина и, конечно, Буковина.
— А что касается горнолыжных курортов Украины? Правда ли, что уровень цен там уже сравнялся с австрийскими курортами?
— Ну, с австрийскими – это чересчур, если сравнить евро/гривна. Понятно, что на сегодняшний день это самый популярный объект, и он может поднимать цены, потому что есть спрос. Причем спрос такой, что курорт загружен на новогодний, рождественский и даже построждественский период практически на 100%. И рядом стоящие отели, и дорогой «Рэдисон» загружены. Это говорит о том, что спрос не падает даже после повышения цен на проживание, на абонементы на подъемники. Причем стоимость ски-пасса соразмерна с аналогичной ценой на горнолыжных курортах Польши или Словакии, хотя качество их хуже. Однако проживание и питание возле Буковеля однозначно дешевле, чем на курортах в этих странах. Просто туда многие едут через туристические фирмы со специальными предложениями, поэтому и создается впечатление дешевизны.
— Какую динамику туристического потока вы ожидаете в следующем году?
— Если не будет эскалации военного конфликта, то однозначно будет рост. Причем рост будет со стороны иностранных туристов. Со стороны украинских туристов тоже сохранится положительная динамика, но все будет зависеть от порядка цен. Если цены будут расти, то и санатории-отели, соответственно, будут поднимать стоимость, потому что выросли тарифы, налог на землю. Цены на санаторное обслуживание в сравнении с 2014 годом уже выросли на 40%, а то и на 50%. Отели – немного меньше, мы видим на 20-30% рост стоимости проживания. Хотя, например, по карпатскому региону, где очень большая конкуренция, цены не так заметно растут.