Василий Вирастюк — двукратный обладатель титула «Самый сильный человек мира». Он также в составе сборной Украины завоевывал звание «сильнейшая нация мира» в 2003, 2004, 2006 и 2007 годах. Мастер спорта международного класса по легкой атлетике (толкание ядра). Силовым многоборьем начал заниматься с 2000 года. В 2006 году ему было присвоено звание Заслуженный мастер спорта Украины. В 2008 богатырь ушел из большого спорта. С Василием Вирастюком ГолосUA общался в одном из столичных кафе. Себе силач заказал кофе американо и яблочную слойку…
— Любите сладкое?
— Не скажу, что не могу жить без сладостей, но иногда могу побаловать себя. Все почему-то думают, что за один присест могу осилить полкабана (смеется). Наоборот, сейчас в еде себя больше сдерживаю. Когда выступал, больше ел. После выхода из спорта немного распустился: меньше тренировался, набрал вес. Пришлось взять себя в руки. Стараюсь кушать дома. В семье предпочитаем средиземноморскую кухню, где много морепродуктов. Украинская кухня очень калорийная и жирная. Очень люблю рис — могу целую неделю есть. Также в рацион входят различные крупы, молочные каши, салаты. Большинство блюд жена запекает в духовке, жареное, и только на оливковом масле, крайне редко бывает на нашем столе.
— Вы ушли из спорта в 2008 году. Не было желания вернуться: так делают многие спортсмены, артисты — громко уходят, а потом возвращаются, мол, не все еще показали…
— После того, как ушел из спорта, больше года ходил в депрессии. Было тяжело психологически. Ничто не может заменить тот кураж и адреналин, который дает спорт. Конечно, тренироваться продолжал, но это было не то. Уже не было ощущения борьбы, азарта, когда у тебя перед соревнованием руки и колени дрожат… Меня просто «рвало», когда судил соревнования. Внутри все кипело, хотелось что-то подсказать, помочь. Едва себя сдерживал. При этом понимал, что уже не в той форме… К сожалению, не все спортсмены могут дать себе такую установку — уйти, завязать, борются до последнего. А потом некрасиво получается: вылетают из тройки, потом из десятки … Знаю таких, которые по три раза уходили со спорта. Ничего хорошего, кроме глубокого разочарования, это не принесло. Не все спортсмены могут выдержать этот переломный период — некоторые спиваются или садятся на иглу. Самое важное — найти себя после спорта. С личного опыта знаю: жизнь после спорта есть, каким бы ни был тяжелый переход к обыденной жизни.
— Вы ушли из спорта в 34 года. Не рановато для стронгмена? Как поняли, что пора уходить?
— Титул самого сильного человека планеты получил в 2004-м в 30-летнем возрасте. Через три года повторил рекорд. На тот момент я раскрылся максимально. Кроме того, накопилось много травм — спина не в той кондиции была. В 2007-м, когда выиграл Чемпионат мира в Корее, поехали с женой на отдых. Когда вернулся, начал готовиться к соревнованиям в США. Тогда понял, что не могу тренироваться на полную силу — дойду до определенной нагрузки и выбивает спину. Тогда и решил больше не выступать. Было трудно себе сказать поставить точку в спортивной карьере.
— В чем нашли утешение?
— Наконец стал уделять внимание семье. До этого не было такой возможности. Когда занимался спортом профессионально, все остальное отходило на второй план. Номер один — результат, а все, что происходит вокруг, спортсмена не должно интересовать. Это звучит страшно, но так и есть. Все вопросы и проблемы решала жена. У меня был режим: дважды в день тренировки, полноценное питание, процедуры, массажи … Жил только тренировками и выступлениями — никаких нервов.
— Куда подались после спорта?
— Далеко от спорта я не ушел. В 2008 году мы создали профессиональную Лигу стронгмена Украины. Меня избрали президентом. Год назад официально зарегистрирована Федерация стронгмена Украины, которая насчитывает 40 спортсменов — профессионалов и любителей. Самостоятельно организовываем турниры, ищем молодых перспективных спортсменов. От государства в год получаем 15 тысяч гривен. За эти деньги невозможно даже полтурнира провести. Сами ищем спонсоров. На одно мероприятие, как минимум, нужно 100 тысяч гривен. Также у меня есть небольшой бизнес. С 2006-го зарегистрирован частным предпринимателем. Могу предоставлять рекламные услуги с правом использования моего образа и имени, производить спортивную одежду, предоставлять услуги в сфере оздоровления. С производством одежды как-то не пошло — больше вкладывал, чем получал. Год назад открыл баню на Троещине. Жена тоже частный предприниматель.
— Участие в соревнованиях, тем более в международных — довольно-таки затратное дело. Наше государство, к сожалению, практически не поддерживает спорт. Вопреки этому, наши спортсмены умудряются показывать хорошие результаты на мировом уровне…
— Украинский спорт надо поддерживать, развивать, иначе беда. Сейчас он стоит на коленях. Наша страна не заинтересована в развитии здоровой сильной нации. Спортсмены на собственном энтузиазме вытягивают из пропасти отечественный спорт, еще и неплохие результаты показывают. А, когда с олимпиад или чемпионатов мира привозят призовые, то еще должны налог уплатить. А никто не спрашивает, сколько спортсмен потратил собственных денег, чтобы достичь результата, достойно представить страну. Я, например, тренажерные залы, фармакологию, массажи и многое другое оплачивал из собственного кармана. А знаете, какая сейчас у меня пенсия? 800 гривен!
— Когда в спорте заработали первые «серьезные» деньги?
— В 2001-м году на Чемпионате мира по метанию камня – это национальный вид спорта в Швейцарии. За второе место получил 2000 евро. Тогда первый раз в жизни с женой поехали на море в Египет — трехзвездочный отель, аll inclusive … Это было круто!
— Кто сейчас в лидерах украинского стронгмена?
— Есть два сильных спортсмена — черновчанин Константин Ильин и мариуполец Александр Лашин, который, кстати, третий год подряд выигрывает звание самого сильного человека Украины. Решить, кто из них сильнее, не можем. Между ребятами возникли личные принципиальные моменты, из-за чего они не хотят сходиться. Впрочем, они оба сильные спортсмены: ездят на международные старты, занимают неплохие места. Уверен, покажут результаты и на мировом уровне. В стронгмене спортсмены лучше раскрываются после 30-ти лет, в некоторых пик приходится и на 35.
— Чего боится самый сильный человек планеты?
— Стоматолога. Когда был маленьким, один студент-дантист практиковался на мне. Три раза пробурил язык … С тех пор, когда сажусь в стоматологическое кресло, меня бросает в дрожь. Зубы лечу только под общим наркозом. Однажды, когда врач меня осматривал, поневоле оторвал в кресле ручку.
- — Сыновья занимаются спортом?
- /> — Конечно, но о результатах говорить рано. Старшему Адаму 10 лет, младшему Олегу — 5. Занимаются восточными единоборствами. Адам еще ходит на плавание. Самое главное, чтобы было желание, а оно у ребят есть.