Страну всколыхнула серия кровавых ДТП с участием маршруток во второй половине июля. Реакцией власти на массовые аварии с летальным исходом стали лихорадочные проверки перевозчиков, причем без выяснения обстоятельств этих ДТП. Экспертов удивил тот факт, что не было проведено никакого расследования случившегося, не были выяснены конкретные причины, повлекшие трагедии с человеческими жертвами. О ситуации с аварийностью на дорогах Украины корреспонденту ГолосUA рассказал адвокат по вопросам ДТП Вадим Володарский.
— Вадим, в Украине сложилась катастрофическая ситуация на дорогах, участились случаи массовых ДТП со смертельным исходом. Каковы причины этого и как избежать повторения кровавых аварий?
— На самом деле это тот случай, когда нужно менять всю систему. Нельзя ввести какую-то одну меру, которая позволила бы резко снизить аварийность. Кром того, нужно понимать одну важную вещь – у нас фактически на данный момент нет объективной картины по причинам аварийности, поскольку в стране очень плохое положение с расследованием причин ДТП. В результате каждое конкретное дело может просто попадать не тот раздел статистики, и это настолько массовое явление, что влияет на саму статистику. Соответственно руководство страны, в принципе, не имеет объективной картины, с чем, собственно, надо бороться.
-Как правило, у нас после очередного ДТП тут же принимаются какие-то меры…
— Да, у нас постоянно пытаются, когда происходит какое-то ДТП, фактически проводить пиар-акции, принимать какие-то меры на идеологическом уровне или позволяющие из финансовых соображений закрутить гайки в отношении водителей. Решение принимается, как правило, одностороннее, на эмоциях, популистское, без профессионального анализа причин и обстоятельств. Это, естественно, не может привести к каким-то положительным результатам.
— На ваш взгляд, какие шаги надо предпринимать в этом отношении?
— То, что они стали массово проверять маршрутки после аварий с ними, это как раз тот случай, когда вот такие вот действия абсолютно не базируются на реальных причинах происшедшего. Говорят, вот мы вернем контроль скорости. Но ни по одному ДТП с маршрутками, например, нет доказательств того, что была превышена скорость. На самом деле нет даже тормозного пути, по которому эту скорость можно было бы определить. ДТП с маршрутками (20 июля в двух ДТП с пассажирскими микроавтобусами в Украине погибли 15 человек, еще 21 человек оказался в больницах, некоторые — на грани жизни и смерти, – Авт.) фактически произошли без торможения. По какой причине произошли аварии, мы не узнаем.
— Почему мы об этом не узнаем?
— Мы об этом не узнаем, потому что водители погибли в авариях с маршрутками. Они или заснули за рулем или еще что-то подобное произошло. Фактически говорить о том, что как-то повлияло техническое состояние транспортного средства, тоже нельзя. Если бы был отказ тормозов, это одно дело, но тут они просто не тормозили. То, что власти сейчас начали лихорадочные проверки перевозчиков, на какой скорости они ехали, это на самом деле не приведет к каким-то реальным результатам.
— В Киеве водители часто нарушают правила дорожного движения. Почему полиция бездействует?
— К каждому нарушителю, естественно, полицию не приставишь. С другой стороны, почему мы говорим только о водителях, когда у нас пешеходы ходят где угодно. У нас велосипедисты ездят на красный свет как угодно и где хотят. У мотоциклистов хотя бы можно посмотреть права. На самом деле не нужно в этом контексте говорить только о водителях. Массовые нарушения ПДД – это общий итог всего происходящего в системе, тут даже не о культуре, как таковой, надо говорить. Это, в принципе, с одной стороны, уровень правосознания общества, всех – и не только водителей, а с другой стороны — это и организация движения, и дорожные условия, и все остальное прочее. Мы говорим, чтобы у нас были цифры аварийности такие же, как в Европе. Это невозможно при наших условиях движения. У нас всегда будут происходить аварии, пока у нас не будут такие автобаны, как в Германии.
— Немецкие дороги с украинскими лучше не сравнивать…
— Дело в том, что дороги – это не только дырки в асфальте. Я привожу такой пример: если немецкому водителю можно ехать в другой регион за 500 км, то он выезжает на автобан и с постоянной скоростью себе едет. У нас если нам надо, например, ехать из Киева в Днепр, нам надо выезжать на трассу Борисполь- Днепр, которая имеет по одной полосе в каждую сторону, и в любом случае либо мы обгоняем, либо нас обгоняют. Любой обгон, независимо от того, само по себе это место разрешено для него или нет, малейшая ошибка – это риск ДТП с тяжкими последствиями. В Европе такой ситуации просто не будет, потому что там подобные дальние поездки, те, на которых реально экономится время, осуществляется в совершенно другом режиме дорог. Это только один из примеров, поэтому нельзя сравнивать, нельзя слепо копировать и сравнивать цифры, а также слепо копировать решения, которые принимаются там.