Министерство здравоохранения Украины решило внедрить нововведения в процедуре медосмотра водителей. Корреспондент ГолосUA попробовал разобраться: не нарушает ли данное нововведение права граждан? И расспросил адвоката Вадима Володарского, действительно ли новшество поможет уменьшить количество аварий на дорогах и, нужно ли вообще было пересматривать правила медосмотра водителей?
— Поможет ли нововведение Минздрава по медосмотру водителей снизить уровень аварийности на дорогах?
— Во-первых, смотря, что они считают европейскими нормами. Если посмотреть европейскую директиву, то там нет такого архаизма, как наш перечень противопоказаний к управлению транспортного средства. Эти противопоказания идут по формальному диагнозу. Причем перечень такой, что найти людей, у которых в карточке нет ни одной записи врача практически не реально. Но если на практике применять тот перечень противопоказаний, который есть, то в стране практически не останется водителей. Кроме того, сейчас наблюдается такая ситуация, когда медицинские справки фактически покупаются. Между тем, аварии по медицинским причинам огромная редкость. Поэтому чтобы мы с медосмотром не делали, это ни каким образом на реальную статистику аварийности не повлияет.
— Чем отличаются медпроверки европейских водителей от украинских?
— В Европе нет как таковых медкомиссий. Там, как и в Штатах у водителей проверяют только зрение. Причем если у нас такой человек не имеет права водить до конца жизни, то в Европе такой практики нет. Ведь через полгода после потери зрения на один глаз он имеет права водить. А у нас если у человека был инфаркт, то формально он не имеет права водить автомобиль до конца жизни. Кроме того, в перечне противопоказаний вождения транспортного средства внесены геморрой, диабет. Но по факту это нарушение прав человека, ведь его исключают из активной жизни. Причем данная дискриминация не соответствует никаким современным требованиям. В странах ЕС такого нет и поэтому от этого нужно уходить и в Украине.
— Не будет линововведение Минздрава по медосмотру водителей нарушать их права?
— Если в Минздраве пойдут по европейскому пути, относительно прохождения медкомиссий, то это будет большим плюсом для украинских водителей. Ведь сейчас нашим автолюбителям нужно минимум неделю потратить на медосмотр. Попасть на прием к психиатру и наркологу и потом проходить комиссию в поликлинике. Это само по себе унизительно. В Европе такого нет. Данная практика применяется только в Германии. Но не стоит забывать, что существует медицинская тайна. Во–вторых, очень затратное по времени занятие, особенно если человек живет в другом населенном пункте. То есть наша система издевается над водителями. Кроме того, она фактически приправлена коррупцией. Ведь людям нужно каким-то образом обходить все выше перечисленные препятствия. Но, к сожалению, скорее всего, наш Минздрав пойдет не по европейскому пути, а наоборот — усложнит нашим водителям жизнь. Они могут только на словах сказать, что у нас все будет проходить по европейским меркам, а на самом деле останутся прошлые проблемы водителей, к которым добавятся новые.
— Нужно ли вообще было пересматривать правила медосмотра водителей?
— Конечно. Ведь у украинских водителей есть еще одна огромная проблема. Если человек когда- то, даже в детском возрасте, обращался за помощью к психиатру или если он обращался к наркологу, то он попадает на так называемый учет. В результате у него возникают проблемы на всю жизнь. Причем как с водительской справкой, так и с получением разрешения на оружие. Поэтому требования к водителям нужно привести к европейской директиве и стоит ориентироваться не на формальные медицинские показатели, а на реальные функциональные возможности человека. Если мы уйдем от не нужных проверок, то это станет огромным плюсом для автолюбителей. Ведь люди перестанут бояться обращаться к врачам из-за своего состояния здоровья.
— Многие эксперты говорят, что из-за медосмотров водителей в стране процветает коррупция, так ли это?
— Безусловно. Ведь люди не идут на медосмотр, а покупают справку за деньги, что очень небезопасно…