Украинских водителей ожидает ряд нововведений, причем уже в обозримом будущем — в МВД активно работают над этим. Одним из таковых является идея вставлять в водительские удостоверения электронные чипы. Такие права будут выдавать как новичкам, так и лицам, потерявшим документы. ГолосUA решил подробно разузнать, что изменится для украинских водителей, кому нужно менять права и расспросил об этом адвоката Вадима Володарского.
-Что изменится для украинских водителей?
— Права будут выдавать на определенный срок. После чего можно обменивать их на новые, но только при наличии медицинской справки. На данный момент предполагаются именно такие изменения. Кроме того, украинцы будут сдавать экзамены по ПДД по новой процедуре. Также для автошкол отменят единые бланки от МВД. Для водителей этого мало, что меняет. Кроме того, получение новых прав не предполагает с собой ношения паспорта. Все слухи по этому поводу беспочвенны. Для водителей при управлении транспортным средством достаточно иметь с собой только права.
— Нужно ли теперь всем гражданам менять права?
— Нет. Всем менять права не нужно. Это будет распространяться на все права, которые выдаются. То есть если человек впервые получает водительские права, меняет категорию или фамилию после вступления в брак, при износе водительского удостоверения либо из-за утери прав. В остальных случаях менять права не нужно, они будут действительными на весь срок. Обязательный обмен не предусмотрен. Об этом нигде не написано.
— Если водителя лишили прав, что в этом случае?
— Ему должны вернуть то же удостоверение, которое у него было.
— Насколько это удобно для украинских водителей, какие могут быть подводные камни?
— Считаю, что это крайне неудобно. В Украине и в странах СНГ очень жесткие требования к прохождению медкомиссии. В нашей стране огромный перечень противопоказаний, которые запрещают садиться за руль граждан с такими заболеваниями. Однако найти человека, у которого нет ни одного из этого списка заболеваний, практически невозможно. Нам нужно от этого отказаться и прийти к системе, которая действует в западных странах. Там проверяется только зрение, и нет никакой дискриминации. В нашей стране человек с диабетом или геморроем не имеет права водить машину. Также украинец не может садиться за руль, если у него искусственный хрусталик в глазе. Кроме того, если кто-то из граждан 20 лет назад обращался к наркологу или психиатру и попал на учет, то у него уже проблемы на всю жизнь – за руль садиться нельзя. Таких ограничений в цивилизованном мире нет. На западе если у человека нет проблем со зрением, то он водит.
— Возможно ли гражданам, у которых есть проблемы со здоровьем в упрощенном порядке получить водительские права?
— Нет. Получить права без медицинской справки нельзя.
— Если медкомиссия откажется выдать справку, то каким образом украинцы будут искать обходные пути?
— По всей видимости, коррупционным путем. Эта проблема назрела очень давно, в частности, отмена в существующем виде списков с медицинскими противопоказаниями и самих медкомиссий в таком виде. Если этого не сделать, то мы только будем порождать коррупцию. Причем на самом деле ситуация такова, что справки медицинские либо у многих отсутствуют, либо получаются коррупционными путями. При этом ДТП по медицинским противопоказаниям в нашей стране огромная редкость. В основном они происходят из-за алкогольного опьянения и несоблюдения ПДД.
— Можно ли верить украинской статистике ДТП?
— В Украине нет точной статистики количества ДТП. Сколько случаев, когда при столкновении транспортных средств на месте «решили вопрос» деньгами, и разошлись, или когда после падения с мотоцикла никто никуда не обращается. Также много случаев, когда сбитого и не получившего значительных травм пешехода подвезли домой или в больницу и дали денег за молчание. Этого не знает никто, потому что данные случаи в статистику просто не попадают.
Кроме того в стране нет статистики о причинах аварийности. Очень часто данную статистику еще и искажают. Например, водитель въехал в яму на дороге и повредил машину. Вызвал полицию, чтоб зафиксировать ущерб и получить страховку. Прибывшие копы вместо того, чтобы составить протокол за ненадлежащее содержание дорог, обвинили водителя в том, что не выбрал безопасную скорость движения. В итоге ДТП попало не в графу статистики «по причине состояния дорог», а в число аварий по вине водителя. Соответственно, в данной ситуации ожидать эффективности борьбы с аварийностью на украинских дорогах не приходится.