В. Володарский: «За езду на нерастаможенных авто из ЕС можно «попасть» на штраф в 300% от стоимости»

По киевским дорогам ездит все больше машин с иностранными номерами. Но за рулем авто совсем не иностранцы, а украинцы. Стоимость подержанного автомобиля среднего класса, например, Volkswagen Passat B6, может составлять 5000-6000 евро. Аналогичные предложения в Украине обычно стартуют на несколько тысяч дороже. А, к примеру, из Польши Toyota Camry с объемом двигателя 2.4  литра 2007 года выпуска (бензин) стоит порядка 7000- 8000 евро. Покупка такого же автомобиля в Украине обойдется в 12 000 евро. Ford Fiesta 2010-2011 года выпуска будет стоить 3,5-4 тысячи евро. С растаможкой авто обойдется в 5500 евро. Такая существенная разница и привлекает отечественного покупателя. ГолосUAрешил узнать у адвоката Вадима Володарского, специализирующегося на защите прав водителей и владельцев транспортных средств, можно ли законно ездить на нерастаможенных авто в Украине?

— Можно ли спокойно ездить по нашим дорогам на нерастаможенной машине?

— Чтобы законно ездить на нерастаможенном авто, нужно приобрести его за границей и каждые пять дней пересекать границу через одну и ту же таможню. У нас запрещено ввозить нерастаможенный транспорт людям, которые являются резидентами Украины. Однако в приграничных областях действует так называемый транзитный ввоз до пяти  дней. Поэтому жители приграничных областей каждые пять дней пересекают границу, и каждый раз оформляют транзит. Но эта схема действует, если транспортное средство изначально ввозилось этим же человеком и оформлялось, как транзит. Фактически это можно длиться бесконечно, поэтому так делают жители приграничных областей. По странам, откуда заезжают авто, ограничений нет. С Литвой у нас нет общей границы, так что гонят в основном через Польшу. Ввозить транзитом может кто угодно, просто именно жители западной Украины  пользуются такой схемой, потому что ближе к границе, и им не нужны визы по соглашениям о приграничном движении с соответствующими странами. Киевлянам так делать не выгодно, ведь по истечению 5 дней, если процедуру нарушить, водителю грозит штраф до 8500 гривен согласно ст. 470 ТКУ.

— Есть ли какие-то лазейки, чтобы не ездить на границу каждые 5 дней?

Одна из схем для провоза и использования нерастаможенного авто — оформить машину за границей на украинца, который официально является сотрудником  иностранной фирмы. Тогда он сможет пользоваться транспортным средством в Украине без обязательного пересечения границы в течение 12 месяцев.Человек будет ездить по документам, находясь в длительной командировке.  Существуют конторы, предоставляющие услуги по такой регистрации. Недостаток такой схемы — раз в год на машине нужно пересекать границу с ЕС и продлять доверенность от фирмы-собственника и рабочий контракт. То есть, каждый раз нужно оформлять визу. При этом стоит понимать, что, покупая такой автомобиль, водитель никогда не станет его законным владельцем. Он будет лишь управлять им по доверенности. Следовательно, и продать авто будет нельзя.

Еще один  минус в том, что документы оформляют по стамбульской конвенции. Но наша таможня трактует, что стамбульская конвенция распространяется на транспортные средства, которые используются только для перевозки грузов или поездок сотрудников заграничной фирмы. Поэтому нельзя будет передавать авто для езды другому человеку по доверенности.  Кроме того, могут возникнуть проблемы, если по каким-либо причинам иностранная фирма перестанет существовать.

— Неужели других вариантов нет? Не могут же все хозяева авто с иностранными номерами быть сотрудниками таких фирм?

— Если авто ввозит нерезидент Украины для собственных целей, чтобы самостоятельно передвигаться по территории страны, транспортное средство ввозится сроком до двух месяцев. Регистрировать его не нужно. Либо автомобиль подлежит временной регистрации, которая дает возможность пользоваться транспортным средством до года.Такая процедура осуществляется через 10 дней после пересечения границы. В итоге — национальные номера и документы о регистрации остаются на временном хранении в органах МВД. Взамен получают номера авто и свидетельство о регистрации с указанием временных рамок ввоза. После истечения срока нужно будет вновь пересечь таможню и вновь оформить регистрацию. Но в любом случае ввезенное транспортное средство нерезидентом, не может быть передано другому человеку  в пользование.

— Какие риски несет покупка нерастаможенного автомобиля на рынке?

— Человек, покупая нерастаможенный автомобиль на рынке, рискует заплатить большой штраф или остаться без авто.  Если полиция и таможенная служба начнут проводить рейды, то владельцам нерастаможенных авто может грозить наказание за таможенное нарушение. Могут быть наложены штрафные санкции от таможни. Вплоть до 300% от стоимости растаможки или конфискации транспортного средства.

Так же возможен штраф от полиции за использование незарегистрированного транспортного средства на территории страны. Хотя бывают случаи, когда людям удается договориться с правоохранителями.  По правилам государственной регистрации и учета автомобилей, временное ввезенное транспортное средство, если его резидент ввез для своих целей более чем на два месяца, подлежит регистрации в Украине. Однако, необходимый пакет документов на такой автомобиль резидент Украины законно оформить не может.

— О чем может говорить низкая цена нерастаможенного автомобиля?

— Если у нерастаможенного автомобиля подозрительно низкая цена, это необязательно говорит о его криминальном прошлом. Но, чаще всего, такие машины находятся в угоне. Отследить это практически невозможно. Ведь машины на нелегальных рынках не регистрировались в Украине. Соответственно они не пробивались  по базе. Поэтому выезжая за границу на таком авто, нужно быть готовым к тому, что транспортное средство может числиться в угоне.

Нерастаможенные автомобили, которые продаются на нелегальных киевских рынках, могут быть ввезены легально, но их передача в пользование резидентам Украины производится исключительно на риск покупателей. Ведь если человек купил такой автомобиль, то он нарушил закон. Поэтому  использование автомобиля с иностранной регистрацией требует от водителя усиленной подготовки по части профильного законодательства, которым мало кто владеет. Водитель должен быть готов к тому, что ему придется доказывать свою правоту в общении с правоохранительными органами. И в случае если правоохранители смогут доказать, что водитель нелегально  приобрел транспортное средство или  нарушил правила его оформления, — с легкой душой расстаться со своим автомобилем навсегда. 

Читайте также по теме