В. Воля: «Беспилотники “Байрактар” не станут ключом к решению конфликта на Донбассе»

В конце октября украинские военные применили на Донбассе ударный беспилотник турецкого производства «Байрактар». Как сообщила украинская сторона, он уничтожил ракетным ударом артиллерийское орудие противника. Сообщалось, что применение БПЛА стало ответным ударом на гибель и ранение украинских бойцов в результате обстрела. Украина начала вести переговоры о закупке «Байрактаров» несколько лет назад и приобрела первый беспилотник в июле 2021 года. Недавнее применение беспилотников на Донбассе вызвало международную реакцию. Эти факты в интервью ГолосUA анализирует политолог-международник Владимир Воля.

– Владимир, почему Украина решила использовать беспилотник «Байрактар» на Донбассе?

– Я думаю, что решили испробовать технику в реальных боевых условиях, впервые продемонстрировать новые возможности. Насколько я понимаю, беспилотники, которые использовались раньше, не были техникой подобного класса – специально сконструированными ударными беспилотниками.

– Насколько «Байрактар» может быть эффективным оружием для разрешения конфликта на Донбассе?

– Беспилотники решению проблемы не помогут. Они могут создать какие-то ассиметричные возможности для ведения войны, потому что таких беспилотников у поддерживаемых Россией сепаратистов нет, и тут вопрос, будет ли Россия поставлять им что-то подобного класса. Если будет поставлять, то это высокоточная техника, которую невозможно купить в военторге. Сейчас ведутся дискуссии в России и на территории ОРДЛО, что было бы неплохо, если бы Россия помогла противодействовать этим беспилотникам. Речь идет о системе ПВО и средствах радиоэлектронной борьбы. Средства РЭБ оказались неэффективными против турецких беспилотников во время Карабахской войны.

– Действительно, в Карабахском конфликте прошлого года беспилотники показали себя видным оружием. Можно ли проводить такую аналогию с Донбассом, либо здесь совершенно другой конфликт и совершенно другая политическая обстановка вокруг него?

– В целом эти беспилотники не могут изменить линию фронта. Да, их можно использовать для нанесения ударов. Но изменение линии фронта – это полномасштабное наступление, а беспилотники – только один из инструментов достижения цели. Если говорить о том, как будет реагировать Россия на полномасштабное наступление, то тут вопрос беспилотников сам по себе оказывается далеко не первого и ни второго, ни третьего порядка. Она жестко отреагирует на любое наступление независимо от используемых вооружений. В условиях противостояния в полузамороженном состоянии, для нанесения тактических ударов беспилотники полезны. Не исключено, что таким образом будет достигнуто уменьшение количества обстрелов. Но это опять-таки не гарантия от обстрелов.

– Интересна международная реакция на использование Украиной «Байрактара». В Германии выразили обеспокоенность применением этого оружия, а Франция заявили об обеспокоенности ростом интенсивности боевых действий на Донбассе. Также США призвали стороны конфликта соблюдать режим прекращения огня. Как понимать позицию западных партнеров Украины?

– Позиция Франции и Германии мало отличалась от их комментариев по поводу обострений, которые были все эти годы. Просто в данном случае добавилось упоминание использования «Байрактаров». Я думаю, что реакция выглядит в целом не новой по содержанию и своему смыслу.Они и в прошлые разы высказывали обеспокоенности увеличением случаев нарушения режима прекращения огня. В данном случае сама по себе ситуация была уникальной в том, что использовали «Байрактар». Поэтому просто констатировали в привязке к конкретной ситуации, что в том числе речь идет об использовании беспилотника. Они не вдавались в суть. Они просто выразили свою обеспокоенность. Точно так же и США: хотя они заявили, что Украина имеет право на самооборону, но в целом призвали все стороны соблюдать режим тишины.

– Но это же не означает, что у Украины возникли какие-то противоречия с западными партнерами?

– Нет, на самом деле противоречия не возникли. После заявления Германии произошла провокация в виде заявления посла Украины в ФРГ Андрея Мельника, который вместо того, чтобы отреагировать сдержано и по сути, добавил свою реакцию – эту эмоциональную митинговую составляющую, которая была призвана показать, как он рьяно борется за интересы Украины. Фактически дискуссия возникла из-за того, что определенный тон был задан эмоциональностью комментария Мельника. На самом деле достаточно было того, что он сказал в первой части – что Украина использовала беспилотник для самообороны. А вот когда это все переходит в то, что должны удвоить усилия, это уже митинговщина. Это может рассказывать политик на митинге, но посол не может так разговаривать менторским назидательным тоном с правительствами других государств. Это не его уровень. Но он задал эмоциональный контекст, из-за которого вполне рядовая ситуация, хоть и с нерядовым использованием «Байракторов», превратилась в такую эмоцию по поводу того, какая нехорошая Германия. Но после этого Германию таким же заявлением поддержал МИД Франции. После этого вышло почти такое же по содержанию заявление США. Мы увидели на самом деле сухую реакцию со стороны Германии, Франции и США. Но это все превратилось в скандал благодаря реакции посла Мельника.

– Президент Зеленский тоже сделал заявление…

– Даже Кулеба сделал достаточно сдержанное безэмоциональное заявление. Это было пояснение по сути.

– А почему Турция попросила не использовать обозначение «турецкий» при упоминании «Байрактаров»?

– Во-первых, словосочетание «турецкий беспилотник» кем-то может быть интерпретировано, что удар на Донбассе нанесли беспилотники вооруженных сил Турции. Ради недопущения таких ошибочных интерпретаций турецкий посол указал на недопустимость использования данного словосочетания применительно к событиям на территории Украины. Во-вторых, вся эта история не могла не добавить определенного градуса дискуссии в российско-турецких отношениях. И просьба посла – это одно из следствий этой дискуссии. Также нельзя исключать, что ограничение поставок турецких мандаринов в РФ – не просто совпадение, а Россия так попыталась дать сигнал турецкой стороне. Россия категорически возражала против поставок «Байрактаров» Украине, говорила, что это дестабилизирует ситуацию. Подобные заявления более жестко начали звучать после случая применения «Байрактаров». Что касается возможного исхода российско-турецкой дискуссии, то точно Турция не согласится с вариантом забрать «Байрактары» и вернуть деньги. Они продали и от уже совершенных поставок в Украину не откажутся. Я не исключаю, что по непубличным каналам на неофициальном уровне Турция вынуждена будет попросить украинское руководство, чтобы «Байрактары» больше не использовались на Донбассе. Это может быть.

– Зачем же они тогда нужны?

– Туркам было важно продать их. Турецкие СМИ сообщали, что «Байрактары» покупают 13 стран – Киргизстан, Африка, Азия, Польша и Венгрия. Им главное – продажи. Учитывая мандариновый аргумент, я не исключаю, что Россия могла озвучить какие-то требования Турции, чтобы Турция в свою очередь озвучила какие-то условия и пожелания Киеву. Посол Украины в Турции заявил, что через какое-то время появится сборка «Байрактаров» с нуля в Украине. Я к этому отношусь скептически, потому что Турция не захочет передавать кому-либо на них лицензию в тот момент, когда она сама непосредственно на этом может заработать. Это для них фирменная знаковая продукция, и они будут по максимуму сами использовать от нее эффект, а не передавать лицензию Украине, чтобы еще дивиденды от турецкой продукции использовала Украина.

– Можем ли мы трактовать использование «Байрактаров» и текущую ситуацию на Донбассе как приближение переговоров по этому конфликту в Нормандском формате или каком-то ином?

– Я не думаю, что какие-то действия в «серой» зоне, использование «Байрактаров» вообще каким-то образом могут помочь выйти на эти переговоры. Кремлем через тезисы Медведева была озвучена позиция, и она заключается в том, что российское руководство не собирается контактировать с нынешним украинским руководством, а будет ждать какое-то другое украинское руководство, более лояльное к России. Поэтому все эти «Байрактары», «серые» зоны, перестрелки и остальные тактические ситуации никоим образом не могут приблизить саммит. Я не исключаю, что даже саммит на уровне министров иностранных дел Нормандской четверки состоится не ранее второй половины января 2022 года. Правительство Германии и министр иностранных дел являются исполняющими обязанности. По оптимистичному сценарию коалиция в ФРГ будет сформирована в течение ноября-декабря. И пока нет нового правительства в Германии и нового министра иностранных дел, вряд ли состоится новая встреча хотя бы на уровне министров иностранных дел. Кроме того, если Россия не хочет такую встречу, то даже если удвоить, утроить усилия по ее организации, ничего не произойдет.

 

Читайте также по теме