В. Воля: «Евросоюз сегодня разъедают негативные центробежные процессы»

Большинство жителей Евросоюза недовольны политикой, проводимой Брюсселем в отношении беженцев. Они требуют вернуть часть полномочий в этом вопросе на уровень национальных правительств. Данные опросов говорят о том, что общее число евроскептиков в ЕС заметно выросло. Намедни посол Словении в РФ Примож Шелиго заявил о необходимости реформирования Евросоюза. Дипломат полагает, что ЕС не хватает гибкости и необходимо изменить процесс взаимодействия между странами-членами ЕС. По словам посла, в его стране и других европейских государствах, есть политические партии, которые заявляют, что на мигрантов  идет больше денег, чем, собственно, на граждан своих стран. О  том, какие процессы и тенденции сегодня происходят  в странах Европейского Союза, ГолосUA рассказал эксперт-международник Украинского центра анализа и менеджмента политики Владимир Воля.

— Владимир, насколько необходимы  сегодня Евросоюзу реформы с целью недопущения его развала?

— Процессы, связанные с миграционным кризисом в Европе, активизировались с позапрошлого года. Именно данный кризис «подтолкнул» разногласия по вопросу миграции в Евросоюзе. До этого времени тема эта была второстепенной и даже третьестепенной. Сейчас дело дошло до серьезных дискуссий, задевающих сами основания так называемой европейской солидарности внутри ЕС. Безусловно, здесь есть опасность, угроза единству Евросоюза реально существует. На нее еще в прошлом году обращали внимание Франк-Вальтер Штайнмайер, когда еще был министром иностранных дел Германии, и также бывший председатель Европарламента  Мартин Шульц. Речь шла о том, как дальше быть, поскольку, с одной стороны, Евросоюз в том виде и с той парадигмой,  которая работала в течение  последних нескольких лет, начинает пробуксовывать, выдыхаться, перестают работать «старые смыслы» и необходимы новые. 

-В чем заключается «новые смыслы»?

— По моему мнению, дилемма состоит в том, что можно либо топтаться на месте – при том, что негативные центробежные процессы разъедают Евросоюз, либо двигаться дальше. Для того чтобы ситуацию нормализовать,  необходимо  двигаться в сторону большей интеграции. Этой позиции придерживаются в Германии, этой позиции придерживаются и во Франции. Вместе с тем из-за этого миграционного кризиса, из-за проблем Brexit, и в целом из-за проблемы распределения доходов, финансовых потоков и более мелкой миграционной проблемы  — внутренней миграции внутри самого ЕС назрела необходимость перемен. Все эти проблемы создают предпосылки для  того  чтобы фактически действительно рано или  поздно  прийти к реальному воплощению так называемого тезиса о «Европе разных скоростей».  По крайней мере, в Германии говорят о  готовности двигаться именно в  таком направлении — к более интегрированной Европе в финансовом, военном секторах, в сфере безопасности, в вопросах миграции.  Также в ЕС  есть также лагерь, который выступает за «Европу суверенных государств».  

— В этом вопросе мнения входящих в Евросоюз стран кардинально отличаются?

— Безусловно. Так, глава Еврокомиссии  Жан-Клод Юнкер сказал, что мнения входящих в ЕС стран сильно отличаются. Одни государства считают, что «Европы слишком мало», другие, напротив, заявляют, что «Европы стало слишком много».  О том, что «Европы слишком много», говорят в основном восточноевропейские государства – это балканские государства, которые страдают от кризиса. Во Франции также присутствует довольно большой сегмент  граждан, которые считают, что «Европы слишком много для Франции», слишком много интеграции. Например, Мари Ле Пен категорически так считает.  А Франсуа Фийон в свою очередь выступает за ослабление диктата еврочиновников. Если сложить процент Ле Пен и Фийона, то  такого мнения  придерживается минимум 45% французов. Сторонники Ле Пена настроены на выход из Евросоюза – это приблизительно 25% французов. Сторонники Фийона – за ослабление влияния решений евробюрократии. К слову, Британия из-за этого и вышла из ЕС — под такими же лозунгами.  В прошлом году по этому поводу хорошо сказал премьер-министр Венгрии Виктор Орбан. Он выступил против «советизации» Европейского Союза. 

— Какая из тенденций, по вашему мнению, будет сегодня определяющей в ЕС?

— Как я уже сказал, сегодня существуют две тенденции в ЕС. Я склоняюсь к  тому, что  пока что будет преобладать тенденция «Европы суверенных государств».  2017 год пройдет  пока что в контексте этих споров, этого сумбура, этого брожения в разных европейских столицах, пока не закончится  год выборов.  Только после этого  будет принято решение, как дальше двигаться Европе. Вместе с  тем этот  год со всеми противоречиями, которые достались с 2016 года, действительно может привести к  тому, что раскол  усилится — пока что на уровне дискуссий, споров и проблем, которые разделяют страны ЕС. 

— Как вы считаете, проблема терроризма в Европе связана с миграцией?

-Естественно, вопрос миграции связан с угрозой терроризма. Но здесь вопрос и в том, что Шенгенская зона находится под угрозой в том виде, в котором она сегодня существует.  Мы уже знаем, что пять стран ЕС продлили  контроль на внутренних границах ЕС. И эти меры безопасности, безусловно, связаны с борьбой с  терроризмом. Поэтому нельзя исключать, что либо будут  две таможенные зоны  в Евросоюзе («Европа двух скоростей»), либо, скорее всего, будут решения отойти от сплошного пространства, все государства введут контроль, чтобы можно было хотя бы контролировать мигрантов, чтобы  не было этого беспрепятственного проезда, когда при пересечении границ между государствами даже не просят документа. 

— Не секрет, что недовольство европейцев мигрантами растет…

— Безусловно, недовольство миграцией в Евросоюзе растет. Здесь есть два момента, которые требуют решения. С одной стороны,  не касаясь местного населения, уменьшить расходы на  содержание мигрантов и ограничить их поток, с другой стороны – уменьшить расходы на евробюрократию (из-за чего, собственно, Британия вышла из состава Евросоюза),  больше не платить в бюджет ЕС большие деньги. К слову, Великобритания была одним из трех самых больших спонсоров Евросоюза.  Плюс – экономизация европейской политики будет все более существенной в этом году.  ЕС нужно открыть рынки, то есть, снять санкции, обеспечить граждан рабочими местами. Кстати, одним из тезисов программы Мари Ле Пен является требование ограничить приток даже внутриевропейских мигрантов в  страну, установить лимит на такую миграцию – 10 тыс. человек в год.   Но с другой стороны, есть государства, которые в этой миграции заинтересованы, например, Польша, Венгрия и страны Балтии.   

Читайте также по теме