Президентские выборы в Белоруссии пройдут 9 августа. ЦИК Белоруссии отказался зарегистрировать кандидатами в президенты основных соперников Лукашенко Виктора Бабарико и Валерия Цепкало. Кроме того, правоохранительные органы Беларуси заявили, что задержали под Минском боевиков иностранной частной военной компании Вагнера, среди которых есть граждане Украины. Киев, в свою очередь заявил, что будет инициировать экстрадицию задержанных боевиков ЧВК «Вагнера», которые воевали на Донбассе. ГолосUA решил разбираться, какие шансы у Президента Александра Лукашенко одержать победу на выборах, возможен ли Майдан в Минске, и как задержание украинских боевиков повлияет на отношения между Минском и Киевом, расспросив об этом политолога – международника Владимира Волю.
— Владимир, в Беларуси состоятся президентские выборы, какие шансы у действующего лидера Александра Лукашенко одержать на них победу?
— Идет жесткая борьба по нейтрализации и снятию части конкурентов с выборов. Спецслужбы уже задержали боевиков, членов иностранной военной частной компании. То есть, градус борьбы по мере приближения дня выборов нарастает. Поэтому думаю, что Лукашенко все — таки победит. Однако будут акции протестов со стороны оппозиции, которая группируется сейчас вокруг его соперников. В частности, Тихановской, Бабарико и его кампании, которая выглядит пророссийской. Поэтому в Беларуси будут акции протеста. Думаю, что если в день выборов не будет вопиющих нарушений, то Евросоюз и Запад с оговорками и критикой признают результаты выборов. Лукашенко для них очень удачно сманеврировал ситуацию. Получается, что он пошел на сближение с Западом и с помощью Бабарико изобразил себя борцом против поглощения Беларуси Российской Федерацией. Поэтому Лукашенко с одной стороны апеллирует к темам постсоветского электората, к сознанию и ценностям. С другой стороны, умело использует антироссийскую риторику и делает реверансы в сторону Запада. В итоге и Россия, и Запад будут вынуждены признать результаты этих выборов. Маркером является обмен послами между Беларусью и США. Напомню, что накануне выборов в Минск прибыл новый посол США, его там не было с начала 2000 годов. Это произошло после того, как началась история с Бабарико и другими кандидатами, которые были устранены властью от участия в избирательном процессе. Кроме того, США согласились принять белорусского посла. Мы видим, что, скорее всего, Лукашенко переиграл или умело сманеврировал в политическом и дипломатическом смысле для того, чтобы обеспечить себе еще один президентский срок. Для Запада Лукашенко выглядит более предпочтительным, чем пророссийский кандидат, в случае победы которого Беларусь пойдет на более тесное сближение с Россией.
Для многих Лукашенко уже выглядит выигравшим. Первую партию он выиграл. В последние дни перед голосованием никто ничего не будет менять.
— В Беларуси накаляется ситуация в стране, задержали боевиков, которые готовили теракты. Среди них оказались украинцы, как это скажется на украинско-белорусских отношениях?
— Украина может требовать экстрадиции своих граждан, против которых выдвинуты уголовные обвинения, от любого государства. Украина пока в мягкой форме, без ультиматумов, попросит ей передать этих 14 человек. Пойдет ли на это Лукашенко? Думаю, что да. Он может на это согласиться для того, чтобы продемонстрировать Президенту России Владимиру Путину серьезность своих намерений по отстаиванию своего права и дальше оставаться при власти в Беларуси. Тем самым показав, что Россия не может наказать Лукашенко за выдачу Украине боевиков.
Даже если подумать, как Москва может наказать Минск? Перекроет границы или объявит таможенную войну, как это было с Украиной в 2013 году? В таком случае Лукашенко может сказать, что Беларусь выходит из союзного государства и единого экономического пространства. У Лукашенко есть такой козырь. Поэтому не исключаю, что часть из задержанных боевиков могут выдать нашей стране по требованию украинских властей.
Лукашенко может отдать часть боевиков, которые являются уроженцами или гражданами Украины. Сколько бы человек не передал Лукашенко, у украинских властей нет рычагов, чтобы в ультимативной форме требовать от Президента Беларуси выдачи всех задержанных. Независимо от того, выдаст ли Лукашенко Киеву кого-то из боевиков или вообще никого, украинская власть не будет делать из этого кардинальных, жестких, ультимативных заявлений в адрес Лукашенко. Ведь нахождение Лукашенко у власти есть гарантией того, что Беларусь не окажется еще в более тесных объятиях Кремля.
— Почему у Лукашенко такие слабые политические оппоненты?
— Если посмотреть на Тихановскую, то она фактически заняла место мужа. Именно он должен был баллотироваться в качестве кандидата в президенты, но благодаря усилиям белорусских властей он не смог этого сделать. Тихановская позиционирует себя не как пророссийский кандидат, а как национал- демократический. Своих детей она отправила в Евросоюз для того, чтобы обезопасить себя и их от негативных факторов. Если посмотреть на других кандидатов, то у Бабарико взрослые дети, а дипломат Валерий Цепкало отправил своих детей в Россию, подальше от режима Лукашенко.
Не думаю, что слабые кандидаты в президенты – умысел Лукашенко. Просто благодаря действиям белорусских властей в течение десятилетий, получилось так, что нет значимых постоянных оппонентов для белоруски власти. А значит, нет электорального поля для этих оппонентов. Поэтому и нет электорального потенциала для роста рейтингов оппонентов Лукашенко.
В Беларуси слабая оппозиция. В частности, прозападная оппозиция не имеет большого электорального потенциала в силу своей природы. Прозападный оппозиционер не сможет победить Лукашенко. Победить действующего президента Беларуси мог бы такой оппозиционер, как Бабарико, который похож на «троянского коня» России. Поэтому на Западе к нему относятся с подозрением.
Бабарико довольно серьезный кандидат с большими финансовыми ресурсами. Он мог бы составить конкуренцию Александру Лукашенко. Тем более, если он за сближение с Россией, то у него как раз были бы большие шансы для того, чтобы выиграть президентские выборы. Не исключаю, что в штабе Бабарико тоже разыгрывали карту в пользу того, чтобы другие оппозиционные кандидаты снялись с выборов. Для того, чтобы у Бабарико не было конкуренции. Не думаю, что все действия по недопущению регистрации или уговоры по отказу от участия в президентских выборах были связаны именно с белоруской властью. Думаю, что такой мощный кандидат с большими финансами, как Бабарико, тоже мог работать для того, чтобы обеспечить себе максимально возможный результат, чтобы другие не оттягивали голоса.
— Тем не менее, практически никто не знает предвыборных программ Тихановской, Бабарико, Цепкало, как вы их охарактеризуете?
— Это вопрос доступа к СМИ. Их программы очень слабые из-за того, что у Тихановской, Цепкало и Бабарико непрофессиональные команды. Муж Тихановской в своих блогах писал о том, как хорошо жить в Беларуси. Но это лишь фантазии, не имеющие никакой конкретики.
Особенность внутриполитической белоруской жизни состоит в том, что в оппозиции нет бывших и действующих чиновников, различных серьёзных экспертов по тем или иным вопросам. Грубо говоря, белорусская оппозиция крайне бедна на государственно-управленческие кадры и на экспертов, которые тем или иным образом могут быть эффективными менеджерами и составителями профессиональных высококвалифицированных программ для оппозиционных кандидатов. Например, в Украине в 2004 году оппозиция состояла из бывших премьер- министров и топовых чиновников. В нее входили лучшие чиновники высокого ранга. В Беларуси оппозиция выглядит бедной. Новый качественный уровень развития белоруской оппозиции будет происходить во время следующего срока президента Лукашенко. А если Лукашенко не победит, то произойдет жесткое обострение в Беларуси.
— Кому сейчас выгодно разделять общественность в Беларуси?
— Все кандидаты занимают какую-то электоральную нишу. Беларусь в чем-то похожа на Украину. Там тоже есть западные регионы, которые исторически являются антироссийскими, и иногда даже враждебно настроены к России. Они сторонники независимости Беларуси и прозападного курса. Поэтому в стране не может быть консолидации, когда существуют такие лагеря. Один прозападный, а другой смотрит в сторону дружбы с Россией.
Сейчас Лукашенко играет картами. Он испортил традиционные силовые поля в белорусской внутренней политике. Бабарико являлся главным оппонентом Лукашенко. Он появился в политике, как пророссийский троянский конь. А в белорусской прозападной оппозиции вопрос в том, что там не из кого выбирать. Получается, что у них возникает сложная дилемма. Либо останется Лукашенко, либо к власти придёт пророссийский кандидат. Это для Запада еще хуже. Поэтому и Лукашенко работает на разделяющих факторах. Это и есть линией разделения между частью электората.
— Лукашенко не сдал Беларусь, в отличие от экс- Президента Украины Януковича, который пошел на этот шаг в 2014 году, возможен ли сейчас Майдан в Минске?
— Тогда были другие геополитические реалии для Беларуси. Поэтому там такого не было. Сейчас Беларусь приблизительно в такой же ситуации, как Украина во время президентства Януковича перед Майданом. Мы видим усилия и попытки России «привязать» к себе Беларусь, закончив с блуждающим Лукашенко, который балансирует между Западом и Кремлем. Лукашенко давно балансирует, но еще не было такого, чтобы Лукашенко делал такие открытие реверансы в сторону Запада. Напомню, что в марте состоялся визит главы госдепа США Помпео в Минск с целью удержать Беларусь от дальнейшего дрейфа в объятия России. После этого произошла первая закупка американской нефти, которая прибыла в страну в начале июня. Плюс прозвучали договорённости о закупках американского газа и возвращения послов впервые за 20 лет.
Не исключаю, что в Минске будут предприниматься попытки волнений и, скорее всего, протесты будут. На них выйдут приверженцы прозападной оппозиции, и те, кто является сторонниками кандидата в президенты Бабарико. Эти два разных лагеря будут протестовать против Лукашенко.
Даже если допустить, что соберется жесткий Майдан, то часть антироссийской оппозиции и часть пророссийской устроят большое столкновение в Минске. В итоге Лукашенко будет вынужден отказаться от престола, как Янукович в 2004 году. Возникает вопрос, что дальше? В Беларуси наступает тогда хаос. Лукашенко не президент, а кто тогда президент? Нужно назначать новые выборы. Если их оглашают, то уже без Лукашенко. А если новые выборы назначаются, то побеждает Бабарико. Думаю, что Лукашенко в этот раз протесты переживет. Перспектива победы Бабарико остановит антироссийскую прозападную оппозицию от радикальных действий. Они не будут переходить черту, и оспаривать итоги выборов. Не исключаю, что белорусские спецслужбы нейтрализовали все активные радикальные группы, которые способны спровоцировать реальные противостояния в Минске. В итоге Лукашенко удержится во власти, а проблемы у него начнутся после выборов.
— Почему вы так считаете?
— Если Лукашенко выиграет выборы, то это будет его последняя победа. Основная борьба с Лукашенко начнется после выборов. Дальше может произойти электоральная революция в Беларуси. Ведь Лукашенко просто некому передавать власть. Возможно, он еще найдет себе преемника. У Лукашенко возникнут проблемы уже во время его каденции. Начнется масштабная подготовка разных сил в Беларуси и за ее пределами для того, чтобы больше не дать Лукашенко возможности сманеврировать и остаться при власти еще на один срок. Лукашенко просто могут не дать провести преемника. Начнется битва за Беларусь между Востоком и Западом. И произойдет это уже сразу после завершения президентских выборов. Поэтому власть Лукашенко начнет постепенно рассыпаться.