В. Воля: «Национализация “Мотор Сич” – оптимальный вариант, в том числе для Китая»

Совет национальной безопасности и обороны Украины принял решение вернуть в госсобственность предприятие «Мотор Сич», занимающееся разработкой и производством авиационных двигателей. Планируют это сделать в ближайшее время и готовят соответствующий законопроект. Секретарь СНБО Алексей Данилов заявил, что инвесторы компании получат компенсацию. Известно, что в предприятии заинтересован китайский инвестор. Официальный представитель МИД КНР Чжао Лицзянь после решения СНБО заявил, что «Китай требует, чтобы Украина учла законные права китайских предприятий и инвесторов, а также надлежащим образом решила связанные с этим вопросы». Как могут сложиться отношения Украины и КНР после ситуации с «Мотор Сич», в интервью ГолосUA рассказывает политолог, международник, магистр государственного управления Владимир Воля.

– Владимир, насколько жесткой была реакция КНР на решение СНБО Украины?

– Пока что реакция Китая остается в пределах сдержанности, но нужно отметить, что Китай на уровне официальных представителей своего правительства отреагировал впервые. Это означает, что проблема китайских инвестиций в «Мотор Сич» уже перестала быть исключительно частной проблемой китайских инвесторов. Теперь этот вопрос обозначен правительством Китая как таковой, который находится под пристальным вниманием китайского руководства. Заявление официальной позиции по этому поводу обозначает, что Китай будет поддерживать своих инвесторов в том, чтобы они из этой спорной ситуации вышли защищенными независимо от того, какой будет результат. Защищенными в том смысле, что или инвесторы восстанавливаются в своих правах и работают на предприятии, и никто им не препятствует в осуществлении заявленной деятельности, или же они получают достойную компенсацию в связи с разрывом инвестиционного соглашения. В любом случае Китай будет настаивать на том, чтобы их инвесторы не были обижены.

– Каким образом может действовать Китай?

Спор, связанный с инвестициями в «Мотор Сич», в декабре 2020 года был направлен по довольно оптимальному пути – на рассмотрение его в международном арбитраже. Китайские инвесторы сами обратились, чтобы этот вопрос был урегулирован именно в таком формате. Поэтому нужно дождаться решение арбитража. Что касается заявления президента о национализации «Мотор Сич», то это один из вариантов, с помощью которого украинская власть пытается достойным образом выйти из этой ситуации. В ответ на любые притязания относительно приватизации предприятия кем-либо и чтобы снять подозрения относительно того, что китайским инвесторам не дают, а кому-то другому могут отдать, для этого вопрос возможной приватизации предприятия снимается в корне на ближайшие годы посредством национализации. Я думаю, что национализация «Мотор Сич» – это политический акт для того, чтобы снять любые подозрения, инсинуации, что китайцам не отдают предприятие, но готовы отдать кому-то другому. С помощью этого решения украинская власть пытается показать, что это национализация, а не попытка найти инвестора, более удобного с политической или геополитической точки зрения.

– Некоторые комментаторы говорят, что это решение СНБО может чуть ли не развязать торговое противостояние между Китаем и Украиной. Это преувеличение? Может ли это решение серьезно навредить отношениям Украины с Китаем?

– Говорить о масштабах последствий, наверное, пока преждевременно. Пока что можно констатировать, что однозначно проблема предприятия «Мотор Сич» стала досадным моментом в двустороннем экономическом сотрудничестве. Во-вторых, здесь имеется некий геополитический подтекст, связанный с США, и это все понимают. В Китае понимают, что Украина зависит от США в вопросах получения помощи, поэтому тут вопрос, готовы ли китайские власти обострять эту проблему, доводить ее до очень высокого уровня, до уровня конфронтации? Пока же руководство КНР не движется по пути обострения, но лишь подчеркивает свое внимание к этой проблеме. И пока ситуация такова: китайские инвесторы обратились в арбитраж, и правительство Украины национализирует «Мотор Сич». То есть обе стороны выходят на некий условно оптимальный вариант, при котором возможно, что каждая из сторон достойно выходит из этой проблемной ситуации. Национализация «Мотор Сич» под предлогом, что это все какие-то внутренние вредители в Украине допустили разбазаривание народной собственности, выгодна не только украинской власти. На самом деле, национализация спасает не только лицо украинской власти, но и создает довольно выгодный контекст для прекращения инвестиционного контракта для китайской стороны. После этого никто не может сказать однозначно, что только китайцев не захотели допустить к инвестированию в «Мотор Сич». Будут ли развиваться отношения между Китаем и Украиной без осложнений или будет какое-то повышение уровня проблемы на более высокий острый уровень? Это будет зависеть от результатов арбитража и от того, как в итоге украинская власть поступит с китайским инвестором. Вероятно, что по итогам арбитража украинская сторона должна будет заплатить компенсации. И если украинская сторона выплатит компенсации в полном объеме, удовлетворит претензии китайского инвестора, то вся ситуация останется в прошлом как просто хозяйственный вопрос, досадное недоразумение. То есть остается в плоскости экономической, хозяйственной, а не в качестве проблемы именно межгосударственных отношений.

– А если нет? Насколько может обостриться ситуация?

– Разрыва торговых отношений не будет. Но частично атмосфера двусторонних отношений Украины и КНР будет испорчена. Хочу, чтобы вы понимали, что китайская внешняя политика, в том числе, касательно вопросов инвестиций, торговли, экономического сотрудничества, не выглядит такой линейной, как многие себе ее представляют и прогнозируют. Не состоявшийся один контракт, даже по «Мотор Сич», не отменяет того, что у Китая есть другие интересы, как по отношению к Украине, так и по отношению ко всему региону Центральной и Восточной Европы. Необходимо учитывать то обстоятельство, что Китай стремительно движется в сторону Европы, Евросоюза. Также, КНР начала реализовывать стратегические контейнерные перевозки через Украину, имеет много других интересов на украинской территории. Именно поэтому сомнительно, что Китай будет драматизировать ситуацию до уровня прекращения отношений и так далее. Закончится все тем, что арбитраж постановляет, китайские инвесторы получают удовлетворительные для них результаты по итогам арбитража, и на этом тема «Мотор Сич» закрыта.

– То есть ни одна из сторон не хочет бить горшки и идти на решительные действия?

– Естественно. Тем более что в Китае прекрасно понимают, что новая администрация президента Байдена тоже будет пытаться оказывать некое давление на украинское руководство. И поэтому в Пекине прекрасно понимают, что если Украина зависит от США в этих вопросах, то это определенная уязвимость в течение нескольких лет. С точки зрения критичности для китайского оборонного комплекса того, что производит с «Мотор Сич», у меня возникают сомнения о том, что «Мотор Сич» сохраняет прежнюю какую-то значимость. Пока наша «Мотор Сич» была в кризисном состоянии, многие государства и корпорации вкладывали огромные средства в разработку двигателей – и ракетных, и вертолетных, и авиационных. Я думаю, что с точки зрения доступа к стратегическим технологиям «Мотор Сич» для иностранных игроков уже существенно потеряла ценность и будет дальше терять. Поэтому тут вопрос исключительно в том, как дипломатично выйти из этой проблемной ситуации. Я думаю, что то, что мы видим сейчас, – это не столько конфликт между руководством Китая и Украиной, сколько проблемная ситуация, в которой каждая из сторон делает некоторые отчасти согласованные шаги, но при этом все-таки имеются некоторые моменты разногласий, и каждая сторона их фиксирует. Пекин зафиксировал позицию, что он за этим следит. Они официально об этом заявили публично, а в Китае важно то, что заявляется публично.

Вы уже неоднократно упоминали США. Насколько в этой ситуации с «Мотор Сич» существенна роль США?

– Мне сложно сказать, действительно ли была велика роль США в этой истории изначально.

Это решение СНБО – комплимент Украины США?

– Решение СНБО – это попытка руководства Украины выйти из этой сложной ситуации. Можно интерпретировать, что таким образом Украина может сказать США, что вопрос возможной приватизации иностранцами предприятия «Мотор Сич» и ряда других стратегических предприятий снят с повестки дня. Будем смотреть, какой появится список предприятий, запрещенных к приватизации после голосования в Верховной Раде. Я думаю, что таким образом украинская власть пытается перестраховаться.

Насколько Китай важный и серьезный партнер для Украины?

– Первое место по внешней торговле Евросоюза. В Украине по экспорту и импорту Китай – на первом месте. Сотрудничество Европы с Китаем не рушится. Инвестиционное соглашение между Евросоюзом и Китаем было согласовано, и оно будет реализовано. Если есть какие-то проблемы, то это обычная практика. По поводу проблемных вопросов позиции озвучиваются, но это не мешает магистральному движению, сближению, усилению экономического сотрудничества. Через Украину проходят кратчайшие пути в Венгрию, а из Венгрии – на Балканы и остальную Европу. Китайцы играют в большую политику, и для них «Мотор Сич» в этом смысле не такая большая потеря. Просто какой-то частный инвестор что-то там потерял. Досадный момент, но не судьбоносный.

Как Вы думаете, чем закончится история с «Мотор Сич»?

– Возврат предприятия в госсобственность, по крайней мере, на ближайшие несколько лет гарантирован. Если оно не будет возвращено в госсобственность, то останутся проблемы с США, которые будут высказывать свои озабоченности. С 2018-19 годов геополитическая конфигурация выглядит следующим образом: США, Китай, а дальше игроки второго порядка. Администрация Байдена назвала своим главным геополитическим оппонентом именно Китай. И учитывая эту новую геополитическую ось конкуренции, получается так, что озабоченности США по поводу китайских инвестиций будут продолжаться. Чтобы этого не было, украинские власти предусмотрительно, я так полагаю, решили эту тему закрыть, как минимум, на ближайшие несколько лет. Отказ китайским инвесторам и объявление конкурса на продажу «Мотор Сич» может как раз еще больше ухудшить атмосферу между Украиной и КНР. А национализация фактически делает невозможным вариант повторного конкурса на продажу инвесторам. Если предприятие не будет национализировано, то его снова нужно будет выставлять на продажу. И в таком случае снова наиболее выгодные условия может предложить какой-нибудь китайский инвестор. А если попытаться не допустить китайские инвестиции к участию в конкурсе, то это будет настоящий международный скандал. Подобные действия украинских властей будут восприняты в КНР как вопиюще недружественный шаг, как публичная пощечина на международном уровне. И вот тогда может наступить реальный кризис в украинско-китайских отношениях. Национализация – это вариант, который выглядит оптимальным, в том числе, для репутации Китая как серьезного игрока: если предприятие не продают китайцам, его не продают никому.

Читайте также по теме