Президент Украины Владимир Зеленский заявил, что на текущий момент идет подготовка к следующей встречи в рамках «Нормандской четверки. В свою очередь, глава Офиса президента Украины Андрей Ермак рассказал о новом плане мирного урегулирования ситуации на Донбассе. ГолосUA решил разобраться, сработает ли новый мирный план и когда состоится новая встреча лидеров «Нормандской четверки», спросив об этом политолога Владимира Волю.
— Владимир, стоит ли рассчитывать на анонсированную Зеленским встречу глав нормандской четверки?
— Заявление Президента, что на текущий момент идет подготовка к следующей встрече в рамках «Нормандской четверки», является иллюзией. Люди в его команде создают эту иллюзию, манипулируя смыслами ради того, чтобы сидеть в кресле на государственных должностях и зарабатывать деньги.
Если говорить о смысле этих встреч, то уже наивно полагать, что что-то изменится. Даже если в нормандский формат ввести США, Польшу или Великобританию, смысл от этого не изменится. Нужен либо новый комплексный альтернативный план по урегулированию конфликта на Донбассе, либо комплекс определенных мероприятий. Иначе мы продолжим и дальше топтаться на одном месте.
Пока что Ермак ведет речь о встрече в нормандском формате на уровне советников. Напомню, что уже одна такая встреча была. После чего стороны договорились, что будет вторая часть этой встречи, на которой Россия ответит на украинские предложения по поводу Донбасса.
Вторая часть встречи должна была состояться в двадцатых числах февраля. Однако этого не произошло. Вместо этой встречи представитель РФ Грызлов пришел на заседание ТКГ и начал рассказывать, какие требования должна выполнить Украина. То есть фактически встреча на уровне советников глав «нормандской четвёрки» сорвалась. В Офисе Президента ожидают завершения разговора на уровне советников глав «нормандской четвёрки». Хотя в России эту тему для себя уже закрыли. Поэтому ожидание проведения встречи в нормандском формате является вопросом политических иллюзий. В Москве и Киеве сейчас думают, как переложить на другую сторону винуза прекращение переговорной деятельности в отношении урегулировании конфликта на Донбассе. Все это приведёт к тому, что весь переговорный процесс застопорится надолго. То есть до тех пор, пока Донбасс не получит особый статус.
— Если Украина откажется предоставлять особый статус Донбассу?
— В России сразу обвинят Украину в том, что она срывает урегулирование конфликта на Донбассе.
— Будет ли новая администрация США помогать урегулированию конфликта на Донбассе?
— Ничего не изменится. Ситуация на Донбассе остается статичной в течение семи лет. Позиция США и Запада может измениться только в том случае, если кардинальным образом изменится позиция России или произойдет эскалация конфликта на Донбассе. Если будет считаться, что это произошло с подачи РФ, тогда позиция Запада может ужесточиться. В частности, может идти речь о более жестких санкциях. Без стратегического изменения ситуации на Донбассе ничего не сдвинется в переговорах относительно урегулирования военного конфликта. Переговорная стагнация. Консультации длятся семь лет без результата, если не считать тактические изменения, связанные с открытием пунктов пропусков, разведением сил и перемирием, с прекращением огня, то в стратегическом плане ситуация находится в тупике и фактически конфликт заморожен. Поэтому никаких изменений в отношении урегулирования конфликта на Донбассе в ближайшее время не предвидится. В том числе и со стороны США. Они, как и другие государства, разговаривают очень много, ведут переговоры, но не решают проблемы. Яркий тому пример проблема Приднестровья и проблема Карабаха. Донбасс находится в этом ряду. Поэтому от того, что Байден стал новым президентом США, ничего не изменится.
— При этом у Ермака заявили, что подготовили новый план по урегулированию конфликта на Донбассе, что он даст?
— Пока нет никакого плана, по одной простой причине. То, что Ермак называл новым мирным планом все эти месяцы, на самом деле оказалось новым вариантом дорожной карты на базе существующих минских соглашений. В Офисе Президента просто меняют формулировки, жонглируя понятиями. На самом деле речь идет о дорожной карте. Есть план главы ТКГ Леонида Кравчука, который называется «План совместных шагов». Он тоже находится в рамках минских соглашений. Если говорить о каких-то планах, которые существуют относительно Донбасса, то речь идет о тексте минских соглашений. Это единственный пока согласованный на международном уровне алгоритм решения урегулирования конфликта на Донбассе. Все, что касается каких-то шагов в рамках этих соглашений, это не отдельный план, а дорожные карты. Тем более что пока что неизменными остаются положения, касающиеся особого статуса и формата особого статуса Донбасса. Это главные элементы мирного плана по урегулированию конфликтов. Все, что касается других элементов, это все тактические и технические вещи. Говорить о новом плане по урегулированию конфликта на Донбассе можно будет только в том случае, если Украина заявит, что она больше не видит смысла придерживаться минских соглашений. То есть минские соглашения не работают и нужен альтернативный комплекс мер по урегулированию конфликта на Донбассе. Тогда можно будет говорить о согласовании нового плана и новых соглашений. Пока существуют минские соглашения и варианты действий в рамках минских соглашений, тем более те, которые не затрагивают пунктов про особый статус, это просто дорожные карты по реализации части минских соглашений, а не отдельный план. Пока остается интригой, что могли придумать у Ермака.
— Что может быть прописано в плане Ермака?
— Это может быть альтернатива минским соглашениям, тогда это действительно новый мирный план урегулирования конфликта на Донбассе. Если это не альтернатива минским соглашениям, то тогда это не план.