Президент Владимир Зеленский может провести в Брюсселе нормандскую встречу без участия президента РФ Владимира Путина, но с новым канцлером Олафом Шольцем и президентом Франции Эмманюэлем Макроном в формате нормандская тройка. ГолосUA решил поинтересоваться, что даст новый формат переговоров и ждать ли возращения Донбасса, спросив об этом у политолога – международника Владимира Воли.
— Прошли переговоры между Зеленским, Шольцем и Макроном. До чего договорятся стороны и возобновятся ли переговоры в нормандском формате?
— После встречи президентов Франции, Германии и Украины, переговоры в нормандском формате не возобновятся. Данные переговоры никак не влияют на позицию президента РФ Путина. Он не хочет встречаться ни с кем кроме Байдена. Поэтому от того, что встретились Зеленский, Макрон и Шольц ничего не изменится. Шольц в этих переговорах является новым человеком. Поэтому стороны скоординируют свои позиции. Однако не предвидится возобновление работы нормандского формата, а именно нормандской четвёрки. Можно напрямую встречаться в любых форматах. Например, Шольц-Макрон, Зеленский-Макрон или Зеленский-Шольц, но это просто будут консультации нескольких участников нормандского формата, который не сможет запуститься без участия российской стороны. Путин не хочет встречаться в нормандском формате. Поэтому от того, что вместо Меркель в нормандском формате, Германию возглавил Шольц, ничего не поменяется.
— Зачем тогда устраивали трёхстороннюю встречу президентов?
— Ввели в курс дела Шольца, поскольку он новичок в этих переговорах. На этом все закончилось.
— Смогут ли США стать пятой стороной в нормандском формате?
— США готовы присоединиться к консультациям. Это не гарантирует того, что минские соглашения в части особого статуса Донбасса будут реализованы. Без реализации этой части соглашений нельзя выполнить минские соглашения. Ведь это основное в «Минске-2». Поэтому Россия перекладывает за это ответственность на Украину. Хотя в нынешних реалиях, которые существуют в Украине, выполнить «Минск-2» просто невозможно. В России это понимают и просто манипулируют, говоря, что Киев не хочет выполнять минские соглашения. Поэтому не исключаю, что Россия согласится на то, что США присоединяться к консультациям. После чего заявят американской стороне, что именно Украина не хочет выполнять «Минск-2», поэтому в Москве сделают по-своему.
Альтернатив минским соглашениям нет. В России регулярно и очень жестко говорят об их безальтернативности. Это очень выгодно РФ.
А как же референдум по Донбассу от Зеленского?
— Здесь возникает вопрос, что именно имел ввиду Зеленский, когда говорил о референдуме. То есть какие вопросы и формулировки могут вынести на референдум. Думаю, что слова Зеленского о референдуме были не более чем напоминание его позиции о том, что он в целом готов обсуждать вопросы Донбасса на референдуме, но какие именно вопросы Зеленский не уточнил. Поэтому думаю, что пока нет конкретных намерений и конкретных с формулировкой вопросов.
— Насколько реальна автономия и федерализация Донбасса?
— Это не реально. Дело в том, что минские соглашения предлагают высокую степень автономности ОРДЛО. Во многом положения об особом статусе зафиксированы в законе об особенности самоуправления. В частности, это все, что касается местных милиций и тому подобное. Все это признаки автономии и федерализма. При этом закон об особом статусе Донбасса не вступит в силу, потому что Украина не может пойти на уступки ОРДЛО. Ведь после президентских и парламентских выборов и смены власти отношение к предоставлению особого статуса Донбассу не изменилось. Поэтому автономию Донбасса невозможно будет провести через законодательный процесс.
— Какая судьба ожидает Донбасс?
— Пока что это все находится в «хроническом тупике». Не исключаю, что Россия попытается поиграться в консультации с США относительно того, чтобы предоставить Донбассу особый статус. Не исключаю, что после консультаций с Белым домом, Россия согласится на ввод миротворцев на линии разграничения и на признание Л/ДНР. Кроме того, в Кремле будут заявлять, что минские соглашения не реализованы, так как этого не хочет делать Киев. Все это будет похоже на подготовку внешнеполитического фона для ввода миротворцев на линию разграничения и на признание РФ Л/ДНР. Хотя, в таком случае, Россия со стороны Запада получит негативную реакцию. Однако она не будет такой серьезной, если бы шла речь о полномасштабном нападении России. Вся шумиха по поводу того, что Россия собралась нападать на Украину, работала на снижение чувствительности Запада. Именно угрозами о большой войне, можно перенести более легкие санкции Запада, связанные с возможным признанием Л/ДНР.
— Готовят ли у Зеленского план по возвращению Донбасса?
— Не знаю, какие планы у Зеленского, но на данный момент о них ничего не известно. Ранее у Президента обещали внедрить план А или план В по Донбассу, говоря о том, что существует много разработанных сценариев по возращению ОРДЛО. Пока лишь мы видим, что два года стороны ожидают возращения Путина в нормандскую четверку. В украинском МИД все это время заявляют о том, что делают все, чтобы заставить Путина вернуться за стол переговоров. Однако это контрпродуктивная стратегия, далекая от реальной политики. Поэтому очевидно, что переговоры остановились. Данная остановка переговоров работает на Россию. Чем длиннее пауза, тем сильнее это Россия использует для своих целей. Все эти промедления угрожают национальной безопасности Украины.