В. Воля: «После скандала с ракетами КНДР Украине могут заблокировать поставки вооружения из США»

Газета "The New York Times" 14 августа опубликовала материал с заголовком "Северокорейский ракетный успех связан украинским заводом". В данной статье говорится, что последние успехи КНДР в испытаниях межконтинентальной баллистической ракеты "стали возможны благодаря покупкам мощных ракетных двигателей на черном рынке", возможно, с украинского завода. Корреспондент ГолосUA решил разобраться, что стоит за этим заявлением и каковы будут последствия. Об этом мы расспросили эксперта–международника Владимира Волю.

— Кому было выгодно втянуть Украину в конфликт по продаже ракет КНДР?

— Провокационная публикация в американской газете – всего лишь мнение эксперта, который просто назвал возможные варианты ракетных технологий для КНДР, где упомянули Украину. Выгоду от этого получила Россия и часть американского политикума, которая выступает против предоставления Украине летального оружия. Поэтому благодаря данной публикации, даже если расследование ничего не выявит, на Украине тень останется. На самом деле, многим в США выгодно, чтобы ясности в этом вопросе не было. То есть, по факту не будет санкций, и они не изменят свои взаимоотношения с Украиной. Но зато в вопросе голосования по предоставлению нашей стране военной помощи – команда Трампа получает бонус. Если Маккейн будет настаивать, то команда Трампа будет парировать и теперь демократы вынуждены оглядываться на данный скандал, а не поддерживать инициативы Маккейна. А то, что будут заблокированы поставки вооружения — выгодно России. После скандальной публикации выгоду получают многие: и России, и часть республиканцев в Штатах.

— Виновна ли Украина в данном скандале?

— Предположения можно высказывать какие-угодно. Но из-за острого внутриполитического кризиса в Украине, который спровоцировал рост преступности, эксперт, упоминавший Украину в списке возможных источников ракетных технологий, скорее всего, и исходил из этих соображений. Ведь если в стране слабые государственные институты, то там слабый контроль и процветает воровство и коррупция. Значит, вполне вероятно, что Украина имеет причастность к скандалу. Насколько в действительности может быть такой вариант, то, скорее всего, это было связано со шпионажем, а не просто с передачей ракет. Я не думаю, что государство или кто–либо из должностных лиц, в том числе научных или производственных компаний, в здравом уме подписал санкцию на предоставление чего-либо связанного с ракетными технологиями Северной Кореи. Ведь санкции против КНДР действуют уже много лет и этот запрет известен всем, особенно специалистам в той сфере, которые работают в сфере ракетных технологий. Поэтому если что-то и было, то это результат шпионажа. Украину можно обвинить и в том, что Иран ракетную программу разработал благодаря нашей стране. Есть ракетные технологии у Индии, Пакистана. То есть они могли быть украдены и там. Также они могли быть украдены и в России. Шпионаж можно не сразу раскрыть. Ведь никто не будет признаваться, откуда были взяты эти технологии. В Южной Корее тоже есть ракетные технологии. Не баллистические, но тоже довольно серьезные разработки. Для того чтобы понять, откуда  была утечка технологий, нужно хоть одну ракету Северокорейскую разобрать и посмотреть. Пока этого нет, сложно однозначно сказать, чьи технологии использовали в КНДР. Ведь у России и Украины схожие ракетные технологии.

Насколько реально разобрать хоть одну Северокорейскую ракету?

— Это реально, если КНДР выпустит ракету, а она не разорвется. Тогда возможен большой политический международный скандал. Хотя, скандала может и не будет, но тем, кто окажется причастен к данной ситуации будут выставлены огромные претензии. Еще один вариант – это если вдруг китайцы, каким-либо образом добьются сворачивания северокорейской ракетной программы или будут участвовать в процессе сворачивания и получат доступ к этим ракетам, тогда они тоже смогут заглянуть внутрь и увидеть, какие технологии в ракете. Но не стоит забывать, что ракетные технологии есть и в Китае. И если там окажутся их технологии, то они об этом ничего не скажут. Если технологии окажутся украинскими или российскими, то китайцы хорошо поторгуются и попытаются для себя получить что-то существенное. Ведь цена вопроса довольно большая.

— Как данный скандал отразится на имидже Украины?

— Пока что никак. Это просто очередная ложка дегтя. Ведь причастность Украины прозвучала ни как утверждение, а как гипотетическая возможность. Пока что однозначных обвинений никто не предъявлял. Все это на сегодняшний день лишь рассуждения. Ракетная тема просто отразиться рикошетом в вопросах того, что на Украину начнут смотреть, как на страну, где зашкаливает уровень преступности и коррупции, а также где слабая работа правоохранительных органов.

— Понесет ли кто-то наказание?

— Для того чтобы кто-то понес наказание, нужно найти доказательства. Пока таких доказательств нет. Как только они появятся, начнутся большие разборки и для галочки обязательно найдут виновных.

— Как будут развиваться отношения Украины, России и Америки?

-Пока что встреча Суркова и Волкера ничего нового и кардинального в стратегические конфигурации не принесла. Все, чем занимается Волкер, – проведение рабочих консультаций. Его встреча с Сурковым в Минске и встреча с Климкиным завершает первый круг этих консультаций, которые он проводит в рамках задач руководства США по изучению и поиску ситуаций, чтобы сдвинуть минские соглашения с мертвой точки и вывести их из тупика. Думаю, что на встречу с Сурковым он прилетел уже с некой позицией США. Скорее всего, она совпадает с позицией Франции и Германии по поводу Минска. Но Волкер не является уполномоченным, чтобы все это озвучить, у него не тот статус в госдепе. Встреча с Сурковым – это обмен мнениями и знакомство людей, которые до этого не общались. Главное здесь было – предоставление своих обновленных позиций по поводу Донбасса от обеих сторон. То, что встреча проходила в Минске, говорит о том, что США поддерживают Минск и нормандский формат. Также здесь есть определенная интрига. Остается дождаться второго этапа, когда будут согласовываться какие-то позиции в режиме Россия – США – Украина. 

Читайте также по теме