В Украину приезжала президент Эстонии Керсти Кальюлайд. Она приняла участие в заседании Крымской платформы и посетила торжественный парад по случаю Дня Независимости. Кроме того, она сделала ряд резонансных заявлений относительно перспектив вступления Украины в НАТО и ЕС. Насколько была конструктивна ее критика ГолосUA спросил у эксперта-международника Владимира Воли.
— Как вы оцениваете слова лидера Эстонии о невозможности вступления Украины в ЕС?
— У нее нет необходимости говорить неправду. Она разрушила миф, создаваемый нашими прозападными силами, которые рассказывают, что в ЕС нас принимают. Это хорошо, что президент Эстонии рассказала в чем суть. Она передала содержание дискуссии, которая существуют в Евросоюзе по поводу членства Украины в ЕС.
Для нас оставались неизвестными кулуарные обсуждения между лидерами государств-членов Евросоюза о интеграции Украины в ЕС. И вот президент Эстонии часть их раскрыла. Кальюлайд четко сказала, что Украина не готова к вступлению в ЕС, для этого стране много надо сделать. Можно конечно спорить, что на потребуется 20 или 10 лет.
В целом многие представители ЕС говорят, что для вступления необходима судебная реформа, унификация законодательства. Сейчас мы видим проблемы с Венгрией и Польшей, когда национальные нормы начинают не соответствовать правовым нормам Евросоюза. В Украине эти нормы более вопиющие для ЕС.
— А что вы скажете по поводу заявлений Кальюлайд о том, что Украину не примут в НАТО в ближайшее время?
— Эстония является одной из стран-членов-НАТО, которая выступает за то, чтобы Украину приняли в Альянс по более сокращенной программе. Но тут президент рассказала о реальных причинах, по которым Украина не может претендовать на членство НАТО в ближайшее время.
Она сказала, что существуют территориальные препятствия, отметив, что воюющее государство не может стать членом НАТО. Это она озвучила, несмотря на отсутствие глубокого знания международного права с его нюансами и тонкостями.
На самом деле прием в НАТО есть производной от двух обстоятельств. Если говорить о Крыме и Донбассе, то они имеют много нюансов и их нельзя назвать проблемой спорных территорий.
Крым – это незаконно аннексированная территория, а не спорная территория. Что же касается Донбасса, то там очень сложное наложение интерпретаций. Если исходить из того, что изначально конфликт имеет внутреннюю природу, несмотря на присутствие там РФ, прямой полномасштабной войны не было объявлено.
— Почему Керсти Кальюлайд призвала не инвестировать в Украину?
— В последнее время эстонский бизнес имел проблемы в Украине, и это не могло не отразиться на официальной позиции Кальюлайд. При той судебной системе, которая существует у нас, – нет возможности защитить законные права инвесторов. Поэтому негативный опыт западных и эстонских инвесторов стал основанием для подобного заявления.
— Как вы можете расценить ее визит в Киев в целом?
— Для многих ее заявления стали неожиданностью, ведь все считали, что Латвия, Эстония и Литва поддерживают Украину, а тут Кальюлайд обрушилась с критикой. Хотя, по сути, она рассказала все как есть и сообщила о внутренних проблемах нашей страны. При этом политическая поддержка Украины со стороны Эстонии никуда не денется, а то, что она сказала правду – очень хорошо.