Марина Иванова
07:02 20/07/2016

В.Воля: «События в Турции и Казахстане призваны отвлечь внимание Запада от борьбы с ИГИЛ»

В ночь с 15 на 16 июля в Турции отдельные группы армии страны попытались совершить военный переворот. Ближе к утру премьер-министр Турции Бинали Йылдырым сообщил, что путч подавлен. На сегодняшний день арестованы около 3 тыс военных, как солдат, так и офицеров, причастных к попытке переворота. Кроме того, уволены 2745 судей. В результате всех этих событий 265 человек погибли, около 2 тыс ранены. Неспокойно было на выходных и в Казахстане. При этом, утром 17 июля группа вооруженных людей проникла на территорию патрульно-постового полка полиции Армении и под угрозой насилия удерживает находящихся там людей. А уже утром 18 июля в Алматы возле Алмалинского РУВД произошла перестрелка. Человек, открывший стрельбу, является, предположительно, приверженцем нетрадиционного религиозного течения. Очевидцы сообщили, что в результате стрельбы были ранены люди. С чем связано обострение ситуации в Турции, Армении и Казахстане, корреспондент ГолоcUA узнавала у єксперта-международника Украинского центра анализа и менеджмента политики Владимира Воли.

— Владимир, почему почти одновременно обострилась ситуация в Турции, Армении, Казахстане?

— Это, видимо, последствия экономического кризиса. Он никуда не делся, мировая экономика пребывает в вялотекущем процессе то ли восстановления, то ли «топтания на месте». Что касается мусульманского региона, в частности, Казахстана, социально-экономическая ситуация там ухудшилась из-за падения цен на нефть, значительная часть доходов этой страны зависела, как раз, от экспорта нефти и газа. В Армении своя проблема: ситуация с захватом заложников связана отчасти с Нагорным Карабахом, сторонники требуют отпустить оппозиционного лидера Жирайра Селифяна. В Турции то же: социально-экономические проблемы настолько велики, что даже в июне Эрдоган решил переступить через себя и пойти на то, чтобы принести, хоть и в дипломатичной форме, извинения России. Тем самым, разблокировать значительную часть экономических контактов, чтобы ослабить давление на турецкую экономику, немного снять социальное напряжение.

— Что объединяет эти страны, в контексте происходящего?

— На самом деле, это — скорее общемировая тенденция, рост популярности радикальных группировок.  Кризис, осложнение социально-экономической ситуации приводит к тому, что улучшается почва для поддержки радикальных политических действий. В целом же, если говорить об исламистском факторе — в Казахстане это уже не первый инцидент. Мы помним совсем недавнюю попытку переворота в этой стране. А произошедшее в Турции, скорее всего, не является какой-то инсценировкой. Скорее всего, это — естественный процесс. Нужно еще осмыслить до конца, что же там произошло.

— Как могут развиваться события в Турции в дальнейшем?

— Эрдоган. Скорее всего, сделает удобные для себя заявления, обвиняя Фетхуллу Гюлена. На самом деле, мы не видели какой-то программы у мятежников, кроме нескольких заявлений о том, что нужна новая конституция, где соблюдаются все международные обязательства Турции и согласно которой не будут нарушаться права граждан. Есть и заявление Эрдогана, который уже давно борется с Гюленом, подозревая его во многих вещах, это было в течение предыдущих лет, в 2013 и 2011 году, когда Гюлен превратился во врага Эрдогана. Раскачивание ситуации в Турции очень выгодно ИГИЛ в тот момент, когда происходит и усиливается борьба против этой организации на всех фронтах, в Сирии, Ираке. Фактически, они теряют доходы, и нужны какие-то маневры, которые отвлекут западную коалицию, уменьшат ее возможности в борьбе против ИГИЛ. Отсюда теракты, часто наблюдающиеся в мусульманских государствах в последнее время. Так что события в Турции и Казахстане могут, каким-то непонятным пока образом, быть связаны с ИГИЛ.

— Как дальше могут развиваться события в трех странах, о которым мы с вами говорим?

— В Казахстане, скорее всего, не будет каких-то резких «подвижек» к эскалации внутриполитической ситуации. Нефть сейчас возвратилась на уровень около 47 долларов за баррель, это уже не совсем кризис. Так что резких политических изменений в Казахстане ожидать не стоит. Но не исключено постепенное ухудшение ситуации. Тем более, что нужно понимать: президент Казахстана Нурсултан Назарбаев — человек уже преклонного возраста, а многие казахи считают то, что Казахстан является мирным государством, заслугой именно Назарбаева. Поэтому, непонятно, что будет, если он по каким-то причинам перестанет быть президентом. В Армении ситуация тоже «вялотекущая», но она развивается «волнами». Модно вспомнить большие антитарифные выступления в этой стране, действительно, масштабный кризис. А недавние события — это всего лишь локальное проявление протестов, но захват здания и заложников является, так сказать, новым элементом в политическом развитии этой страны. Ситуация там может пойти по линии радикализации, может появиться больше случаев, подобных этому.

— А как будет развиваться внутри- и внешнеполитическая ситуация Турции?

— Эрдоган попытается усилить свою власть, по максимуму ослабить своих оппонентов, расправится с ними под видом подавления этого мятежа. Внешнеполитические отношения этой страны с Западом вряд ли претерпят какие-то изменения, они как были «натянутыми», так и останутся. А вот по поводу отношений Турции с Россией — здесь тоже, по большому счету, изменений не будет. Ведь уже до этого теракта кто-то из турецких министров намекнул, что готов нормализовать отношения с Сирией, представленной Башаром Асадом. Эта тенденция и после подавленного переворота останется, скорее всего, в силе. Турция будет проявлять сдержанность и дипломатичность в отношении России, чтобы усилить влияние в Сирии и ускорить урегулирование сирийского кризиса.

Читайте также по теме