Юлий Мятлик
11:07 05/06/2021

В. Воля: «Украина может ввести зеркальные меры в отношении Беларуси»

Беларусь ввела режим индивидуального лицензирования на импорт ряда украинских товаров. Украина считает такое решение необоснованным и дискриминационным. В свою очередь, Минфин США разрабатывает возможность введения персональных санкций против Беларуси. Чем может закончиться эта «война» между Украиной и Беларусью ГолосUA поинтересовался у политолога-международника Владимира Воли.

— Владимир, как вы можете охарактеризовать введение лицензирование украинской продукции со стороны Беларуси?

— Лицензирование украинских продуктов со стороны белорусских производителей можно назвать хитрым ходом для того, чтобы избирательно подходить к производителям.

То есть, это можно назвать превентивным ходом со стороны Беларуси, ведь это не санкции и не запрет украинского экспорта на ввоз. Тем не менее, я думаю, что это было предупреждением со стороны Беларуси в преддверии введения санкций со стороны Евросоюза, потому что с санкциями ЕС будут и санкции со стороны Украины.

Лицензирование не является запретом, оно означает то, что те владельцы бизнеса, которые позитивно относятся к белорусам и не учувствуют в политической кампании не попадут под ограничения, связанные с режимом лицензирования.

Что касается всех товарных позиций, попадающих под лицензирование, то это можно также назвать попыткой Беларуси защитить своих производителей, чтобы гарантировать им сегмент на внутреннем рынке. Поэтому стран-импортеров, которые участвуют в этой политической кампании пытаются «взять на крючок» или вот так хитро попробовать оттеснить или уменьшить поток иностранных товаров на белорусский рынок. Тут все неоднозначно.

— Ударит ли это лицензирование по среднему бизнесу в Украине?

— Надо смотреть на объемы поставок в Украину. Ведь лицензирование не означает запрет, оно может использоваться, как повод для приостановки торговли – это внутренний прием, который можно использовать, в принципе, для внутреннего белорусского общества. Но на самом деле, лицензирование – это не санкции, это инструмент для ручного пропуска на рынок.

— Какие будут действия Украины?

— Наша страна может ввести зеркальные меры, ведь из Украины в Беларусь поставляется немало сельхозпродукции. Также возникает вопрос, введет ли Украина санкции в калийной отрасли или нефтеобробатывающей отрасли, если такие будут со стороны Беларуси. Ведь в Евросоюзе рассматриваются несколько вариантов санкций против калийной, нефтеперерабатывающей и химический отрасли. Поэтому, я думаю, что Украина не может «наотмашь» следовать за Евросоюзом в отношении введении санкций, если пойдет речь о введении санкций в отношении белорусского нефтехима.

— Что вы можете сказать о прекращении поставок бензина со стороны Беларуси?

— В информационное пространство вбросили информацию о том, что поставки бензина прекратятся, но потом оказалось, что это не прекращение поставок, а речь идет об уменьшении в связи планового ремонта на НПЗ «им. Мозовского».

В свою очередь представитель белорусской нефтяной компании Сергей Мельник заявил, что прекращение поставок бензина в Украину является предупредительным «выстрелом».

— Возможно ли подорожание бензина в Украине в результате этого конфликта?

— Оно возможно, ведь если предложение уменьшается, значит реализация растет. Поэтому цена на топливо может пойти вверх, если она не компенсируется предложением из неких других альтернативных источников. Цена на бензин может как и подскочить, так ее и смогут скомпенсировать из неких альтернативных источников и поставками от других поставщиков, например, со стороны Азербайджана.

Поэтому этот вопрос неоднозначный, но полное прекращение поставок нефтепродуктов со стороны Беларуси вряд ли возможно, потому что Украина является одним из главных покупателей топлива из Беларуси. Рынки Беларуси сейчас забиты нефтепродуктами и непонятно, кто будет готов подвинуться и поделиться своей долей, поэтому желающих просто нет.

— Тем временем в СНБО уже подготовили отдельный пакет санкций в отношении Беларуси…

— Это отдельная история.  Там принимают зачастую нелогичные решения, которые не соответствуют духу реальных политических идей, поэтому сложно сказать, будут ли они реализованы.

— Кто заработает от торговой войны между Украиной и Беларусью?

— Заработает тот, кто заместит все сегменты, которых коснулась эта «война». С точки зрения мировой политики, эта ситуация является очень серьезным давлением на белорусскую элиту, бизнес и госсектор.

Ведь США объявили о возвращении санкций в отношении девяти госкомпаний Беларуси. В этой ситуации выигрывает Россия из-за подогревания в белорусском истэблишменте, потому что, чем больше санкций, тем более они становятся чувствительными для правящей элиты.

— Скажите, а что вы можете сказать в отношении ограничения полетов над Беларусью? Все несут колоссальные убытки, Украина в том числе…

— Это яркий пример того, как страдают все от этого. По крайней мере, Евросоюза это не сильно касается, хотя, если говорить о Польше и Литве, то там довольно большая часть белорусов. Получается, что из-за приостановки полетов авиакомпании Беларуси и стран, которые ввели против нее санкции, несут колоссальные убытки.

Также несут убытки аэропорты, туристические отрасли. Соответственно увеличивается и стоимость на полет.

— Какие будут убытки вследствие этого конфликта?

— Они будут немалыми, как для Беларуси, так и для Украины.

Читайте также по теме