20 января, состоялась инаугурация 46-го президента США, представителя Демократической партии Джо Байдена. ГолосUA решил разобраться, как после этого изменятся отношения между Украиной и США и когда ждать мира на Донбассе, спросив об этом политолога Владимира Волю.
— Владимир, как изменятся отношения между Украиной и США после инаугурации Джо Байдена?
— Пока что нет никаких признаков, что отношения между Украиной и США изменятся. Скорее всего, будет полная преемственность. По крайней мере, в сенате после слушаний и презентации ряда кандидатов из команды Байдена на министерские посты и заявлений будущего госсекретаря, министра иностранных дел и министра обороны стало понятно, что помощь Украине будет продолжаться. В частности будут дальше предоставляться летальные вооружения, но как оговорился будущий министр обороны США Остин, в объемах не больше существующих. Увеличения поставок вооружений ожидать не стоит. То есть ожидается фиксированный годичный объем. Что касается реформ, то пока из заявлений Байдена понятно, что остается поддержка Украины.
— Ожидать ли нам дополнительной финансовой помощи от США?
— Скорее всего, что нет. США будут выделять Украине финансовую помощь на вооружение не больше, чем в 2019 и 2020 годах. Они считают, что этой помощи достаточно для того, чтобы поддерживать сотрудничество на достаточном уровне и помогать реформами. Плюс не стоит забывать, что в США дефицитный бюджет. Плюс у них большие средства направляются на консультации и на восстановление экономики, на компенсацию зарплат предпринимателям и наемным работникам для преодолений последствий коронавируса. Плюс Байден обещал бесплатную вакцинацию гражданам США. Поэтому в первую очередь деньги будут направляться на вышеперечисленные направления. Помощь для Украины будут держать на прежнем уровне, чтобы не сказали, что пришел Байден и изменил внешнюю политику.
— Как президентство Байдена повлияет на урегулирование конфликта на Донбассе?
— Пока это никак не повлияет, потому что позиция будущего госсекретаря США и министра обороны состоит в том, что нужно сдерживать Россию. При этом не допускать эскалации конфликта в отношениях США и России. Не исключаю, что санкционное давление на РФ будет увеличиваться, но не будет переходить линии, из-за которых возможна существенная эскалация конфликта между странами. Поэтому не стоит ожидать существенного давления со стороны США и администрации Байдена на Россию для того, чтобы она ушла с Донбасса. Политика и позиция новой администрации США по вопросам Донбасса и Крыма будет практически неизменной.
— Могут ли США присоединиться к нормандскому формату для урегулирования конфликта на Донбассе?
— Присоединение к нормандскому формату не означает усиление позиций. США в международных консультациях относительно Донбасса и Крыма участвовали и принимают участие до сих пор, даже не будучи членами нормандского формата. То есть, от того, что присоединятся США к нормандскому формату или нет, ничего не изменится. Они все равно будут участвовать в переговорах по поводу Донбасса и Крыма.
— При этом в Украине разрабатывают единый план по урегулированию конфликта на Донбассе, насколько он будет эффективным?
— Создание единого плана по Донбассу на самом деле бесперспективная идея. Это попытка команды Зеленского во главе с руководителем Офиса Президента Ермаком представить конструктивные идеи со своей стороны. На самом деле это не новая идея. Уже до этого представители ТКГ говорили о дорожной карте. После парижского саммита глав нормандской четверки на высшем уровне прошел уже год, но никакого алгоритма и карты для урегулирования конфликта на Донбассе не было предоставлено. Если попытаться составить план в соответствии с тем, что написано в минских соглашениях, то для Украины ничего не изменится. Остаются пункты, которые предполагают передачу границы после выборов, формулу Штайнмайера, а также особый статус с параметрами, которые зафиксированы в тексте минских соглашений. Поэтому если принять такой план, то это будет путь в никуда. На карту по урегулированию конфликта на Донбассе, которая будет отличаться от минских соглашений, не согласится Россия и ЛНР и ДНР. Создание Единого плана по Донбассу выглядит, как очередная попытка изобразить конструктивную деятельность без перспективы продвижения урегулирования конфликта на Донбассе.
— Сможет ли Украина стать членом НАТО во время президентства Байдена?
-Кандидат на пост госсекретаря США Блинкен заявил, что администрация Байдена не против расширения НАТО. По поводу Украины и Грузии будущим министром обороны США было сказано, что Россия пытается дестабилизировать эти страны. Блинкен добавил, что не возражает принять Грузию в НАТО, если она будет к этому готова. Видимо, такая же история в отношении Украины. Кстати, у Тбилиси, как и у Киева, есть проблемы с отторгнутыми территориями. Если, по мнению администрации Байдена, Грузия может претендовать на вступление в Альянс, то и Украина тоже может. Про сроки пока рано говорить. Все зависит от готовности стран соответствовать критериям и стандартам НАТО. Для вступления в Альянс есть определенный набор критериев и реформ, который нужно выполнить.
— Когда Украина сможет оценить политику Байдена?
-. Реально мы увидим, насколько слова и дела расходятся или нет, в марте этого года, после того, как закончится формирование администрации Байдена. То есть когда официально на должности будут назначены госсекретарь и министр обороны.