Юлий Мятлик
08:00 29/11/2018

В. Воля: «В Венгрии ожидают результатов выборов в Украине»

Конфликтная ситуация с Венгрией в последнее время все больше накаляется, так и заявление премьер-министра Виктора Орбана, о том, что с украинскими властями невозможно вести диалог вызвало диссонанс в общественности. Почему так происходит и где находятся «подводные камни» данной проблемы, ГолосUA решил узнать у эксперта-международника Владимира Воли.

— Как вы можете прокомментировать заявления венгерского премьера Виктора Орбана?

— Заявления премьер-министра Венгрии Виктора Орбана о том, что с нашей властью невозможно договариваться и вести диалог, было не простым заявлением, а частью из его выступления в Будапеште перед венгерской диаспорой.

Суть этого выступления можно обозначить программой деятельности команды В. Орбана на ближайшую премьерскую каденцию и на последующие годы, вплоть до 2030 года, потому что во время выступления Орбана был озвучен лозунг о том, что до 2030 года Венгрия должна войти в пятерку конкурентоспособных стран ЕС в нескольких магистральных и стратегических направлениях.

Примечательно, что контексте внешней политики было озвучено, что у Венгрии все хорошо, хорошие отношения с США, словаками, сербами и хорватами. Но получилось так, что в этом списке хороших отношений не оказалось Румынии и Украины, и поскольку, насколько я понимаю, это мероприятие было посвящено общению с венгерской диаспорой, поэтому Румынию и Украину не упомянули.

— По вашему мнению, почему так произошло?

— Потому что с Румынией у Венгрии есть периодические дискуссии относительно этнических венгров, проживающих в Румынии, а в Украине есть проблема с венграми, живущими на Закарпатье.  Фактически, из всех государств-соседей Венгрии только Украина была названа как государство, с которым существуют проблемы.

— Кроме стран Евросоюза, в заявлении поднимались и страны члены — НАТО?

— Дело в том, что Венгрия блокирует мероприятия НАТО с участием Украины и тут говорить о том, что у Венгрии сложные отношения с НАТО и государствами, входящими в организацию, нельзя, потому что Венгрия является членом Альянса, и она пользуется своим положением.

В любом случае, заявление Орбана, что с властями Украины договариваться нет смысла, цитирую: «подождем, чем завершатся выборы в Украине, и потом венгерское руководство будет понимать, будет ли курс Украины после президентских выборов таким, при котором венгерская политика также изменится». Это говорит о том, что Орбан рассчитывает на то, что после выборов в Украине могут пройти изменения, которые снимут напряжение с тех вопросов, которые они называют проблемными.

— Какие, конкретно, ожидания у Венгрии?

— В Венгрии ожидают, что после выборов ситуация в Украине станет более благоприятной для смягчения ситуации в двухсторонних отношениях. Тем самым они обозначили непрямым намеком венграм с Закарпатья, что за нынешнюю власть голосовать не стоит.

— В контексте нашего проблемного «языкового» закона, заявление Орбана имеет какое-либо отношение?

— Да, здесь имеет отношение и тот закон, который был принят об образовании, в частности, языковая статья. Петер Сийарто ранее обозначил, что на самом деле ничего не изменилось и после того, как наши политики, советники МИДа и ура-патриоты с искривленными представлениями о международной политике рассказывали о том, что чуть ли не Венгрия отказалась от своих претензий, он, как жесткий политик, заявил, что ни на какие компромиссы официальный Будапешт не пошел.

Также он заявил, что в Венгрии по-прежнему ожидают изменения в языковой статье образовательного закона, кроме того, снова был сделан акцент на том, что принятия «языкового» закона в той редакции, в которой он сейчас есть, для Венгрии неприемлем, и считают его нарушением прав.

Это в особенности касается той части, в которой присутствует элемент принудительности. Поэтом то, что касается языковой статьи образовательного закона, то позиция Венгрии остается негативной и если наш парламент пойдет на принятие языкового закона в той редакции, в которой он есть, то не знаю, что еще может сделать Венгрия.

— Чего можно ожидать от Венгрии?

— Можно сказать одно – риторика однозначно усилится, как блокировали мероприятия НАТО, так и будут блокировать, вот только расширят ли они диапазон этого блокирования, пока непонятно.

Кроме того, если языковой закон будет принят, после того, как позиция Будапешта получила определенную поддержку в Евросоюзе, то это будет фактически обозначать то, что и в отношении образовательного закона Венгрия получила подтверждение своей позиции. Поэтому, я думаю, что образовательный закон может быть отправлен в Венецианскую комиссию на долгое время.

— Может ли Венгрия повлиять на результаты будущих выборов в Украине?

— То, что Орбан в своем заявлении сказал, что венгерские власти общаются с потенциальными участниками выборов в Украине для того, чтобы обсудить интересующие Венгрию законы, является тоже очень важным моментом, который показывает на то, что венгерский фактор будет довольно серьезно влиять на результаты президентских и парламентских выборов в Украине.

Я не знаю, какие именно кандидаты, но знаю точно, что в Закарпатской и Черновицкой областях довольно высокий уровень поддержки «Оппозиционного блока». Также можно напомнить, что позицию венгров в Закарпатье поддержала фракция «Оппоблока» в Закарпатском областном совете.

Поэтому уже есть взаимопонимание между венгерской диаспорой и «Оппоблоком». Кроме того, я не исключаю, что Венгрия будет не одинока в вопросах «языкового» закона в контексте выборов, поэтому вполне возможно, что и Польша, и Румыния будут пристально следить за этим вопросом в канун выборов.

Читайте также по теме