Мария Мамаева
07:00 15/09/2017

В. Воля: «Закон об образовании объединил все соседние страны в борьбе против Украины»

Верховная Рада 5 сентября приняла проект закона об образовании, предусматривающий возможность обучения исключительно на украинском языке. Эта норма закона противоречит взятым Киевом обязательствам перед ЕС, поэтому вызвала резкую, даже эмоциональную, критику со стороны западных соседей – до недавнего времени самых больших защитников Украины в ЕС. Голос UA узнал у эксперта-международника Украинского института анализа и менеджмента политики Владимира Воли, какими будут для страны последствия принятия резонансного закона.

 — Владимир, уже стало известно, что Венгрия отныне отказывается от поддержки каких-либо инициатив Украины, другие страны ограничились пока выражением своего несогласия. Почему такие разные реакции по одному и тому же вопросу?

В обычных условиях действия Украины  вызвали бы посредственную реакцию со стороны Венгрии, но страна стоит на пороге предвыборной кампании (в апреле 2018 года в Венгрии пройдут парламентские выборы – Ред.), поэтому она намеренно делает сильные акценты.  Другой пример. Визит представителя Евросоюза в Венгрию для проверки расходования средств из бюджета ЕС вызвал резкую реакцию со стороны Будапешта, что, мол, они там пытаются вмешиваться во внутренние дела Венгрии. И языковой вопрос тоже относится к базовым вопросам накануне предвыборной кампании в Венгрии, и Украина оказалась не единственной страной, которую Венгрия критиковала по поводу языковой политики. На территории Румынии был закрыт венгерский лицей – всего лишь лицей, но это тоже стало резонансом. Конечно, самым эмоциональным был министр иностранных дел Венгрии, который сказал, что украинский закон «Об образовании» — это нож в спину. В целом вызов МИД Венгрии посла Украины из-за закона «Об образовании» событие важное, которое может привести к реальным негативным последствиям для Киева.

— Почему тогда Польша отреагировала на этот закон гораздо более спокойно?

— Польская реакция очень дипломатична, но, вместе с тем, исходя из заявлений официальной Варшавы, следует, что польская власть не намерена мириться с тем, что в Украине не будет школ с польским языком. Поэтому сейчас де-факто формируется коалиция западных соседей против Украины. Пока это проблема не острая, она только обозначилась, но обозначилась существенным образом. Польская реакция была еще относительно спокойной, потому что у нас последние год-два с Польшей обозначаются другие проблемы – то кладбище орлят во Львове (Кладбище защитников Львова – Ред.), то однозначные заявления и решения польских властей против верификации Бандеры и Шухевича, ОУН-УПА, поэтому проблемы и так существуют. И хотя Польша решила не делать эмоциональных заявлений, но дипломатично обозначила свою негативную позицию. Я думаю, что отношения начинают портиться с главными союзниками Украины в Евросоюзе. Говорить о том, что они кардинально испортятся, пока не стоит, но, тем не менее, существенный негативный момент обозначился, по крайней мере, потому что есть закон, в котором есть нормы, вызывающие неприятие.

— Главы МИД Болгарии, Венгрии, Греции и Румынии подписали письмо Климкину, где выразили озабоченность новым законом об образовании. Кто еще может подключиться к процессу?

 -Литва и Словакия могут еще присоединиться. Уже подключились. Примечательно, что закон об образовании  принят после того, как с 1 сентября вступило в силу соглашение об ассоциации Украины с ЕС. То есть, теперь можно считать, что Украина подписала договор и касательно прав национальных меньшинств. Без этого просто невозможно приближение Украины к политическим стандартам и ценностям, которые предусмотрены в соглашении об ассоциации.

— Венгрия уже обратилась в ОБСЕ, ООН и ЕС по этому вопросу. Какими будут реальные последствия реализации этой нормы в Украине? Стоит ли ожидать санкций?

— Нет, санкций пока не будет. Пока будут обсуждения, пока это просто политические дискуссии. Венгрия пожаловалась. ОБСЕ, ООН и ЕС затребуют информацию из Украины, изучат этот вопрос, и потом выразят свое мнение, свою позицию. И даже если они решат, что претензии  Венгрии обоснованы, и законопроект содержит норму, которая ущемляет права венгерского меньшинства в Украине, то тут все равно не будет речь идти о санкциях, потому что эти нормы вступают в силу не сейчас. Рекомендация изменить норму или призыв ветировать закон могут быть озвучены в виде официального обращения – от ООН, ОБСЕ, Евросоюза. Поэтому о санкциях говорить преждевременно, потому что де-факто ничего еще не произошло. Есть закон, но он еще не подписан Президентом, то есть, реальные обстоятельства еще не наступили. К этой жалобе может присоединиться Румыния, Польша, Болгария, Словакия, Молдова, потому что в таких ситуациях разговорами лучше не ограничиваться. И реакция ООН, ОБСЕ, ЕС будет формироваться, исходя не только из того, что написала Венгрия. Если таких жалоб будет несколько, от нескольких стран, это усложняет ситуацию для Украины. Как минимум, Киев может получить официальное заключение, что закон несет угрозу, и его лучше отменить.

— Есть ли выход для украинской власти из сложившейся ситуации?

— У украинской власти есть два варианта действий: либо изменить существующий закон, либо проигнорировать эти заявления. В целом вопрос сложный. Власть, с одной стороны, не может отказаться от норм нового закона – она ж за нее боролась, ею жила, и если пойдет на уступки Венгрии, Румынии и так далее, многие ура-патриоты скажут, что власть продажная и непатриотичная.  А с другой стороны, если оставить все в силе, будут портиться отношения с основными партнерами. Вступление в силу соглашения об ассоциации Украины с ЕС – это равносильно тому, как закончился испытательный срок и в силу вступил контракт, по которому мы обязались выполнять определенные обязательства. А это не только переход к экономическим европейским стандартам, внедрение таможенных, сертификационных процедур, процедур в сфере энергетики, а и выполнение политической части ассоциации. Значит, Украина должна постепенно внедрять у себя политические стандарты, ценности Евросоюза, политические свободы – свобода слова, обеспечение прав нацменьшинств, в том числе, языковых, религиозных, культурных. Эти вопросы становятся теперь более чувствительными в отношении с Евросоюзом, чем до вступления ассоциации в силу. И нам будут постоянно об этом напоминать.

Читайте также по теме