В отсутствии грамотной социальной и экономической политики украинских властей наши соотечественники вынуждены искать лучшего заработка за пределами страны, в Европейском Союзе. В Европе все больше стран заинтересованы в том, чтобы привлекать украинцев в отсутствие собственных кадров. Если ранее Польша рассматривала Украину как источник пополнения рабочих рук для замещения выезда своих сограждан на заработки в соседние страны, то теперь ей придется конкурировать за украинских трудовых мигрантов с другими государствами, которые могут предложить более высокие зарплаты. Чтобы обсудить нынешнее положение вещей и перспективы трудовой миграции из Украины, корреспондент ГолосUA пообщался с президентом Всеукраинской ассоциации компаний по международному трудоустройству Василием Воскобойником.
— Василий, какие, на ваш взгляд, можно подвести итоги о миграции из Украины в европейские страны за 2018 год? Насколько ситуация изменилась по сравнению с 2017 годом? На что особо стоит обратить внимание?
— В 2018 году трудовая миграция из Украины в европейские страны оставалась на высоком уровне. Наибольшее количество украинцев продолжает работать в Польше (до 2 млн человек). Ситуация начинает меняться по сравнению с 2017 годом. Польша уже не так интересна нашим соотечественникам. Становится популярным ехать на работу в страны Балтии, где уровень зарплат такой же, как и в Польше, но при этом полностью отсутствует языковый барьер. Стоит обратить внимание на то, что украинцы «открывают» для себя все больше стран Европы в смысле работы и выбирают те из них, где можно больше заработать. Согласно недавним соцопросам, в России хотят работать не более 6-8% украинцев, в то же время в Польше — 26%, Германии — 37%. Поэтому констатируем факт — на сегодняшний день большинство украинцев хочет работать именно в странах ЕС.
— В этом году состоялась пятая годовщина Евромайдана. Как изменилась ситуация с трудовой миграцией из Украины в Европу за пять лет с 2013 года?
— За прошедшие годы уровень трудовой миграции из Украины существенно вырос. Если в 2010 году Польша выдала около 180 тыс. приглашений на работу для украинцев, то в 2017-м году – 1 млн 700 тыс. (практически в 10 раз больше). После Евромайдана произошло падение ВВП страны, а также уровня доходов наших граждан (из-за обесценивания гривны), в среднем в 3 раза. Это существенно повлияло на возможность украинцев материально нормально обеспечивать себя и свои семьи и привело к усилению миграционных процессов, которые впервые за весь период независимости затронули треть работоспособных граждан страны (9 млн, по оценке Минсоцполитики).
— Учитывая, что в Украине с 2000 года не проводилась перепись населения, а также нет реального учета трудовой миграции, насколько можно говорить о приблизительном количестве украинцев, работающих в Европе, и насколько эти оценки близки к реальности? Насколько можно доверять тем данным, которые публикуют различные исследовательские центры и институты?
— Точных цифр трудовой миграции не знает никто. Доверять полностью им невозможно, все оценки, которые близки к реальности, основываются на социологических исследованиях, на количестве пересылаемых трудовыми мигрантами денег домой, а также на оценках правительств других стран, где работают наши граждане. К тому же нельзя забывать о том, что трудовая миграция из Украины – маятниковая, т.е. люди постоянно находятся в процессе – одни заехали за границу на работу, другие вернулись домой. Например, в Польше половина украинцев работает не больше трех месяцев.
— В СМИ время от времени появляются новости о том, что в Польше некоторые работодатели обращаются с украинскими рабочими чуть ли не как с рабами. Какие есть реальные инструменты для защиты трудовых мигрантов? И как быть, к примеру, с нелегальными трудовыми мигрантами в этом аспекте?
— Проблема плохого обращения польских работодателей с украинскими работниками явно преувеличена. Естественно, что если мы имеем дело с 2 млн трудовых мигрантов из Украины в этой стране, то можем регистрировать разные случаи плохого обращения. Но нужно понимать, что Польша является европейской страной, где действуют законы и где власти защищают людей, в том числе трудовых мигрантов от произвола. Если гражданин работает в Польше легально, он имеет те же права, что и польский работник. Это и есть основной инструмент защиты трудового мигранта – работа согласно договору, получение зарплаты на банковскую карту (что говорит о том, что работник платит налоги), наличие социального страхования (в том числе медицинского). Нелегальный мигрант добровольно лишает себя всех прав и защиты в стране пребывания, фактически отдает себя во власть работодателя, который, как минимум, может не выплатить ему заработанные деньги. Однако нужно понимать, что такое понятие, как «трудовое рабство», в Польше сурово преследуется по закону, и очень сложно себе представить, чтобы на мало-мальски крупном предприятии рисковали будущим своего бизнеса ради сокращения издержек за счет использования принудительного труда.
— Насколько разнятся доходы украинских трудовых мигрантов в Европе? Какие здесь есть объективные критерии для сравнения?
— Объективным критерием, с помощью которого можно оценить доходы украинских трудовых мигрантов, является уровень средней зарплаты в той или иной стране. Согласно социологическим исследованиям, которые проводились в Польше, 93% наших соотечественников работают в этой стране руками. Средняя зарплата в Польше сейчас составляет 1100 евро в месяц. Украинцы в среднем получают на 30% меньше, т.е. 700-900 евро. Примерно также можно определить, сколько наш соотечественник в среднем может реально зарабатывать и в других странах. Если в Восточной Германии уровень среднего дохода составляет сегодня 2200 евро, это значит, что украинец может зарабатывать в этой стране приблизительно 1600 евро в месяц. Но нельзя забывать, что для того, чтобы заработать эти деньги, трудовому мигранту нужно работать намного больше, чем он привык это делать на родине – шесть рабочих дней в неделю и 10-12 часов в день.
— Общеизвестно, что в гонку за переманивание украинской рабочей силы включилось несколько стран, в частности, Германия и Чехия, которые ведут работу в направлении упрощения получения трудоустройства. Как, на ваш взгляд, будет обстоять дело в ближайшем будущем? Ведь Польше, которая видит в украинцах один из инструментов развития собственной экономики, теперь придется конкурировать за них с другими, более экономически сильными государствами (к примеру, с Германией)?
— Конкуренция за украинских трудовых мигрантов среди европейских стран усиливается. Это связано с тем, что наши соотечественники являются последним большим резервом рабочей силы в Европе. Они быстро и самостоятельно социализируются в странах пребывания, не требуют каких-то особых условий, много работают. Важным фактором для облегчения трудоустройства украинцев в Европе является безвиз, существующий уже полтора года. Кроме того, украинцу намного дешевле и проще добраться до стран Европы, чем, например, вьетнамцу или филиппинцу. Если ему что-то не понравится, то вернуться домой можно в течение суток, что очень сложно для мигрантов из далеких стран, для которых стоимость дороги намного выше. Кроме того, разница в культуре, вероисповедании, языке становится дополнительным фактором, который затрудняет успешное трудоустройство в Европе для людей из далеких (в основном азиатских) стран.
— Есть ли реальная статистика того, сколько украинцев выезжает на заработки в Европу и остаются там жить? Насколько украинцам удается натурализоваться?
— В 2017 году граждане Украины получили 662 тыс. видов на жительство в ЕС. Наибольшее количество украинцы получили в Польше — 88% от общего числа, в Чехии — 2,8% и в Венгрии — 1,1%. В 2016 году украинцам выдали 580 тыс. видов на жительство, в 2015 — 500 тыс. удостоверений, и в целом эта цифра уже достигает 1 млн 750 тыс. видов на жительство в ЕС. В 2018 году ситуация не изменится и в 2019 году мы сможем констатировать, что только за последние годы количество выданных европейцами видов на жительство для граждан Украины будет достигать 2,3-2,4 млн человек. Остальные украинцы работают за границей, и в Европе в частности, на основании рабочих виз и биометрических паспортов (где это разрешается). Какое количество таких граждан находится в ЕС – точно неизвестно, но цифры тоже исчисляются в миллионах людей. Подобные темпы трудовой миграции в ЕС свидетельствуют о том, что экономика Украины не может предложить специалистам конкурентные зарплаты. С другой стороны — наше правительство не поощряет трудовых мигрантов инвестировать заработанные за рубежом деньги в бизнес, открывать дома малые предприятия и становиться предпринимателями.
— В Украине из-за отъезда множества специалистов за рубеж уже существует кадровый голод, и в дальнейшем он будет только усиливаться. Какие главные вопросы нужно решить для того чтобы украинцы были реально заинтересованы возвращаться в Украину?
— Пока что можно констатировать, что правительство признало массовую трудовую миграцию из Украины. Это уже успех, учитывая то, что еще два года назад эта тема была табуирована. Теперь нужно идти дальше – разработать стратегию по взаимодействию государства с трудовыми мигрантами и запуск реалистичных (а не бумажных) программ по их возврату и реинтеграции в обществе. Достаточно посмотреть на наших западных соседей – Польшу, Венгрию, Румынию, страны Балтии, откуда миллионы граждан мигрировали в более развитые страны, и мы поймем, что наши граждане также будут продолжать ехать на работу за границу. Европейское направление их трудовой деятельности принесет нашей стране неплохие дивиденды в виде граждан, которые станут европейцами по сути и которых нельзя будет вернуть к советскому прошлому. Надеюсь, что правительство создаст им условия, при которых они будут возвращаться домой и заниматься бизнесом, развивать свои территории, брать на себя ответственность за окружающее пространство. Но этот путь Украине придется проходить довольно долго. Для экономического развития нашей страны также понадобятся привлеченные трудовые мигранты, и это тоже уже понятно сегодня. Заместить украинцев, которые будут работать в Европе, смогут представители бедных перенаселенных стран Азии. Это очень сложный вопрос, потому что, кроме экономических и чисто технических проблем, есть еще неприятие украинским обществом представителей других народов и этносов, традиционализм наших граждан. И с этим тоже придется работать не одному правительству и президенту.