В. Юрчишин: «Непрозрачность принятия Госбюджета на 2012 год не может свидетельствовать о его качественности».

Несмотря на различные доводы оппозиционного правительства и некоторых представителей большинства о том, что Государственный бюджет на 2012 год — это  "бюджет окончательного уничтожения украинцев" и "бюджет олигархов и силовиков", правящее большинство парламента его утвердило. За документ проголосовали 250 депутатов, преимущественно из Партии регионов, Народной партии и группы «Реформы ради будущего». Фракции БЮТ, НУ-НС и КПУ данный проект закона не поддержали.В заключительных положениях бюджета приостановлено действие статьи об оплате материальной помощи, о бесплатном проезде, о медицинском обеспечении бывших депутатов, а также депутатов, которые вышли на пенсию или досрочно прекратили полномочия. В тоже время эксперты оценили бюджет Украины на 2012 год — как избирательный и популистский.

Насколько бюджет соответствуєт требованиям украинцев, корреспондент  «ГолосUA» расспрашивал  у директора экономических  программ Центра Разумкова Василия Юрчишина.

— Господин Юрчишин, как вы в целом оцените Госбюджет на 2012 год?

— Вы знаете, моя оценка Государственного бюджета базируется на том, как он был принят. Вот смотрите, только в среду, 21 декабря бюджет был рассмотрен в Кабинете министров, а в четверг, 22 декабря на вечернем заседании уже принят в парламенте: без детального рассмотрения, без анализа, без мнения как отдельных депутатов, так и  оппозиционных сил. То есть, такая непрозрачность и поспешность не могут свидетельствовать о  том, что документ, который является важнейшим для страны, может быть качественным. Поскольку, для такого документа, как Госбюджет — несмотря на то, что он имеет полизированный характер — учет и понимание принципиальных рисков должен быть. Но в данном случае, правительство должно было бы найти более убедительную аргументацию, почему их версия документа более правильная. Однако власть решила себя не утруждать и в пожарном режиме приняла бюджет. Но крайней необходимости в его принятии я не видел.

— Не является ли, по вашему, макроэкономический прогноз, заложенный в бюджете, слишком оптимистичным?

— В данном бюджете, по сути, на каждый позитив — находиться свое «но». И вот как раз те явные несоответствия  свидетельствуют о том, что макропрогноз слишком оптимистичный. Дефицит госбюджета, который заложен, исходя из оптимистичного макроэкономического прогноза, может быть гораздо большим. Ведь если экономика будет развиваться по консервативному сценарию, в том числе вследствие рецессии в еврозоне, то и поступления будут меньшими.  А это значит, что тогда правительству нужно будет уменьшать расходы, что также не очень хорошо, либо наращивать дефицит. Ну, а если наращивать дефицит — то нужен источник финансирования. 

— Удастся ли правительству действительно покрыть дефицит бюджета, который заложен на уровне 24 млрд. гривен?

— Вы знаете, это действительно  системная проблема бюджета, независимо от того, какие министерства будут финансироваться. Скажем, рынок внутренних облигаций: на сегодняшний день украинский рынок гособлигаций близок к «насыщению». Если посмотреть на финансирование внутреннего долга, то в этом году, по сути, чистое финансирование близко к нулю. Не вижу каким образом ситуация может улучшиться в 2012 г., разве что правительство резко поднимет прибыльность своих облигаций, удорожая тем самым внутренний долг.

Скорее всего, в 2012 году будут весьма ограничены внешние ресурсы, потому что кризисное состояние внешних рынков плюс несотрудничество с МВФ свидетельствует о том, что иметь доступ к европейскому финансированию, как дефицита бюджета, так и бюджета платежного баланса, для Украины будет весьма проблематичным.

Также в бюджете заложен очень оптимистичный показатель дефицита  внешнеторгового баланса — 6,6 млрд. долларов на следующий год. Но, могу сказать, что уже сейчас для нынешнего года видно, что дефицит составит 9-10 млрд. долларов, поскольку следующий год будет сложнее, чем нынешний. Тем самым, внешнеторговый дефицит 2012 г. превысит оптимистический правительственный прогноз.

— Смогут ли помочь иностранные инвестиции?

— Вы знаете, Международные рейтинговые индексы говорят об ухудшении состояния и позиций Украины. Скажем, в рейтинге легкости ведения бизнеса «Doing Business 2012г.» Украина опустилась с 145 на 152 место, а в такой категории, как администрирование налогов прочно закрепилась на 181 месте из 183 оцененных стран. Собственно, это может служить опосредованной оценкой нашей налоговой реформы. В рейтинге экономической свободы, в свою очередь произошло снижение с 162 на 164 место, также в списке 183 стран. Хотя в начале года ожидался приток прямых иностранных инвестиций по «Евро-2012» однако украинская бизнес-среда не стала привлекательной для инвесторов, их по-прежнему отпугивает наша коррупция, незащищенность бизнеса, зарегулированность экономики. В таких условиях вряд ли можно ожидать расширения притока прямых иностранных инвестиций.

— Как изменятся социальные стандарты в следующем году?

— Социальные стандарты будут увеличены символически. Они могут даже не вписаться в тот оптимистический сценарий номинальных показателей, поскольку минимальная пенсия вырастет на 10%. Но даже, если мы возьмем показатель роста ВВП 3,9-4,0% и инфляции 7,9-8,0%, то номинальное ВВП в этом контексте  вырастет на 12%. Получается, что пенсионерам в структуре нашей экономики собираются платить меньшие пенсии, чем в нынешнем году. То есть, сразу видно, что, по сути, когда правительство говорит о экономии, то она коснется социальной сферы, собственно тех, кому эта социальная помощь необходима. Скажем, урезание льгот чернобыльцам. Никто же, по сути, не обсуждал детально и не рассматривал данный вопрос, а просто произошло сокращение выплат этой категории. Подобное, вероятно, будет происходить и относительно других категорий льготников, поскольку в бюджете-2012 заложена норма зависимости выплат от «наличия средств в бюджете».

Точно также в основе социальных статей бюджета лежит не заработная плата как должно быть, чтобы происходили отчисления в Пенсионный фонд, а именно перераспределение тех средств, которые сложились в нынешней ситуации и в нынешней структуре. Можно также вспомнить непрозрачную структуру  поступлений от приватизации. То есть, госбюджет — это скорее всего, арифметически сбалансированное множество числовых показателей далеко не всегда рационально связанных с экономикой страны.

— Как инфляция может отразится на уровне социальных выплат?

— Несмотря на то, что макроэкономический прогноз, как бы был пересмотрен в более консервативную сторону, по сравнению с первым вариантом, в частности, рост уменьшен с 5 до 3,9%, целый ряд показателей остались достаточно оптимистичными, в частности, инфляция. 7,9% — явно низкий показатель, хотя по этому году видим, что официальная инфляция вполне может никак не согласовываться с реальной. В этом контексте  как раз и появляться социальные риски, потому что минимальные социальные стандарты,  по сути, растут на уровень роста номинального ВВП, который рассчитывается исходя из официального уровня инфляции. Потому, фактически, если инфляция будет выше официальной, а это наверняка произойдет, то реальные социальные стандарты, прежде всего минимальные, не будут такими как хочется, скорее всего они будут значительно ниже.

— Насколько бюджет на 2012 год отличается от прошлогоднего?

— В принципиальных положениях ничем не отличается. Как по процедуре, так и по структуре  социальных изменений и расходов — подобное было и в этом году. Вместе с тем, увеличились социальные риски ухудшения качества жизни «простых» украинцев.

Представители власти заявили, что при пересмотре цены на газ могут быть внесены изменения в госбюджет. Насколько они, по вашему мнению, могут быть рациональными?

Возможные внесения изменений в госбюджет на 2012 год не означают, что  какие-то переписанные его положения будут носить рациональный характер. В Украине  два раза в год пересматривают бюджет и вносятся изменения— ничего удивительного. Опыт последних лет указывает на то, что после утверждения бюджета остается довольно много, условно говоря, «неудовлетворенных заявок на  получение бюджетных средств». К сожалению, скорее всего, эти изменения во многом не связаны с тем, чтобы перераспределение ресурсов происходило на результативные цели…  Думаю, у власти обязательно будет задействован такой ресурс как «поднятие минимальных социальных стандартов» и скорее всего, это будет сделано демонстративно, пусть символически, но как раз в преддверии выборов. 

face="Times New Roman">
size="2">
color="#000000"> 

Читайте также по теме