В. Землянский: «ЧП в энергетике рано или поздно приведет к повышению тарифов для населения»

Блокада Донбасса недобрым эхом отзывается на энергетическом рынке Украины.Из-за введения чрезвычайных мер в энергетике до середины сентября украинские ТЭЦ должны экономить дефицитный антрацит. В таком режиме мы должны продержаться до новых поставок этого угля из-за границы. Каким образом ЧП в энергетике может  отразиться на тарифах для населения, корреспонденту ГолосUA рассказал независимый эксперт по вопросам энергетики Валентин Землянский.

— Валентин, каким образом ЧП в энергетике может отразиться на тарифах для населения?

— Никак не отразится. ЧП в  энергетике —  это чисто техническая процедура, которая не имеет никакого отношения к ситуации с тарифами. По крайней мере, пока. Это технический момент, потому что у нас есть нестабильная работа в секторе тепловой генерации. Имеются в виду вопросы поставок угля группы А и вопросы переоснащения блоков под марку Г, а также вопросы накопления угля  к  началу отопительного сезона. Этот весь комплекс должен находиться под контролем, поскольку система не работает в  штатном режиме.  Собственно, из-за этого и было продлено ЧП в энергетике. Это было вполне ожидаемо, и то, что говорит  Насалик, до начала отопительного сезона чрезвычайное положение в энергетике будет сохраняться.

— В холдинге Ахметова намедни сообщили, что первая партия угля из  ЮАР уже подплывает к  Украине…

— Первая лодка – это не панацея. Нужен десяток таких лодок. Вопрос пока  остается открытым. Разумеется, этот уголь будет стоить дороже, но у вас выхода другого нет. Разумеется, мы можем параллельно ввести процесс переоборудования блоков, но одномоментно перевести все станции на газовую группу угля, во-первых, технически невозможно, во-вторых, финансово достаточно сложно, и, в-третьих, в Украине нет такого количества угля газовой группы для того чтобы мы могли сказать: вот мы откажемся сейчас от антрацита и перейдем на собственный уголь марки Г. То есть, в таком случае нам придется еще импортировать и уголь марки  Г. 

— То есть, у нас все станции зависят от определенной марки угля…

-Безусловно. У нас и возникла проблема из-за этого. Уголь марки А в основном был на неподконтрольных территориях. Из-за блокады Донбасса и возникла необходимость импортировать его из-за рубежа. Возвращаясь к тарифам, могу сказать, что закупка угля за  рубежом, естественно, рано или поздно отразится на коммунальных тарифах, так или иначе она на них повлияет. Но это процесс не быстрый, где-то в течение полугода, думаю, не раньше следующего года будет подниматься вопрос о пересмотре тарифов. Скорее всего, первой, кто попадет «под раздачу», будет промышленность. Вообще надо понимать, что доля  тепловой генерации у нас сократилась в связи с ситуацией с  блокированием Донбасса, поэтому не очень существенное влияние на тарифы это окажет. У нас и  до этого доля тепловой генерации была 38%. Из всего объема электроэнергии только 17,5% производилось на антрацитовых блоках, а  сейчас и того меньше, потому что 5 станций стоят. Соответственно, они будут работать в таком поддерживающем режиме с минимальной  нагрузкой. Скорее всего, в течение отопительного сезона их перераспределят на группы, на другие виды генерации, на тепловую — марки Г. 

— Эта ситуация как-то связана с отключениями горячей воды в столице?

— Нет. Однако ТЭЦ могут быть связаны с этой ситуацией. Например, Дарницкая ТЭЦ  в  Киеве. Столичные ТЭЦ-5 и ТЭЦ-6 работают на газе. Если мне не изменяет память, то размер экономии с  прекращением подачи горячей воды  составляет 10 или 20 дней отопительного сезона – это то, что можно сэкономить, если не давать горячую воду киевлянам. Это не та экономия, которая существенно повлияет на ситуацию.

— Вы говорили,  что с введением альтернативных газопроводов украинскую ГТС уже в 2019 году могут отправить на металлолом…

— Безусловно. В случае реализации в РФ проектов альтернативных газопроводов, Украина перестанет быть крупнейшим транзитером российского газа в Европу. Мы уже обсуждали «Северный поток». В данном случае,  если основной поток газа будет направлен альтернативным маршрутом, то  газотранспортная система Украины в  том  виде и с той мощностью, в котором она существует на сегодняшний  день (120 млрд куб. м газа в год, а останется где-то 15-20 млрд куб. м для транзита – соответственно, это в 10  раз меньше), будет нерентабельна, и с ней придется что-то делать. Если перебросят основные объемы транспортируемого газа с украинского направления, то содержать нашу ГТС на балансе будет дороже, чем с ней расстаться, поскольку она перестанет генерировать прибыль.

Читайте также по теме