Украинцев продолжают давить тарифами, при этом растут, как снежный ком, долги населения по оплате коммуналки. Выплата субсидий «живыми деньгами» проблемы не решит, считают эксперты, поскольку так только может увеличиться количество неплательщиков. О том, почему в формировании тарифов на отопление отсутствует экономическая составляющая, и могут ли власти пойти на снижение тарифов для населения, корреспонденту ГолосUA рассказал эксперт по вопросам энергетики Валентин Землянский.
— Валентин, может ли власть пойти на снижение тарифов для населения?
— Власть может пойти навстречу только в вопросах тарифа на газ, а тарифы на тепло – это производное. Они связаны исключительно в контексте себестоимости производства гигакалорий. Понятно, чем выше тарифы на газ, тем дороже тепло. Попытки правительства уравнять тарифы во всех регионах страны являются абсолютнейшим абсурдом — еще при «тоталитарной» власти. Очень хорошо мы помним 2010 год, когда Янукович ставил на вид Азарову: «А что это у нас в разных регионах разные тарифы на тепло, когда цена на газ у нас одна на всех?», абсолютно не учитывая объективные факторы – количество абонентов, протяженность сетей, состояние оборудования и т.д. Нынешнее правительство идет тем же путем: «почему это у нас там 1300, а там 1900? Как такое может быть?» А такое может быть. По определению тарифы на тепло в разных регионах будут разными. Для того чтобы уйти от повышения тарифов на тепло, нужно в первую очередь поднимать этот вопрос о тарифах. Действующее правительство не собирается, по крайней мере, сейчас принимать каких-либо решений, которые изменили бы эту ситуацию в сторону снижения тарифов.
— Коболев намедни предложил снизить цену на газ для населения…
— Предложение Коболева, вообще, является антисоциальным. Это переход на коммерческий уровень тарифов с привязкой опять же к европейским ценам. Допустим, сейчас при низком сезоне всем сделают хорошо, когда нет отопления и все употребляют газ на минимуме. Но к отопительному сезону, когда цена на рынках на природный газ пойдет вверх (а она пойдет, это сезонный фактор), то Коболев скажет: «Извините, так получилось, будьте любезны – платите 12, 13 или 14 тыс. грн за тысячу кубометров газа, прецеденты в том году были – промышленность платила по 14000 грн».
— В итоге мы опять получим рост тарифов?
— Безусловно. Соответственно, начнут пересчитывать, исходя уже не из цены 8,5 тыс. грн, а из цены 12 тыс. или 14 тыс. грн. НАК «Нафтогаз», как государственная компания, в контексте снижения цены на газ – должен была зафиксировать цену на газ и предпринять все усилия для того, чтобы эта цена не менялась в отопительный сезон. Сделать это очень просто. Достаточно на низком сезоне купить газ, закачать его в хранилище, зафиксировать цену, после этого сказать: господа, вот в низкий сезон мы закупили вот такой-то объем импортного газа. А нужно его, даже по расчетам НАКа, 3 млрд кубов. Если мы возьмем наш расчет, то у нас получается меньше 2 млрд кубометров газа. Вот 2 млрд кубометров газа мы закачали в хранилища, есть у нас внутренняя добыча природного газа, а теперь давайте рассчитывать, какой тариф у нас получается.
— И какой тариф у нас получится?
— Импортный газ мы условно закупили по 8 тыс. грн за тысячу кубометров. Коболев же говорит, что по 8,3 тыс. грн уже можно продавать газ. Не привязываем тарифы — стоимость украинского газа не привязываем к европейской цене, а считаем его по нормальной цене. И мы с вами находим, что можно продать газ теплокоммунэнерго в отопительный сезон по средневзвешенному тарифу, который и будет являться чисто коммерческим. НАК «Нафтогаз» идет по совершенно другой логике: я куплю сейчас газ по 8 тыс. грн за тысячу кубометров, а потом продам по 12 тыс. или 13 тыс». Соответственно, теплокоммунэнерго должны будут пересчитать стоимость гигакалорий, исходя из уровня тарифов, например, 12 тыс. грн, а не 8,5 тыс. грн, как это есть сейчас.
— Получается, что в заявлении «Нафтогаза» кроется подвох?
— Безусловно. Как известно, львиная доля в тарифах на тепло и горячую воду принадлежит газу. Если Кабмин прогнозировал 9700 грн за кубометр природного газа в своих расчетах, то «Нафтогаз» говорит, что «может быть, и дешевле будем продавать газ, всех, мол, облагодетельствуем». Но манипуляция состоит в том, что «Нафтогаз», говоря, что у него будет очень дешево, давайте отменим 867 постановление и перейдем на коммерческую цену. Да, сейчас вы будет платить по 7 тыс. за кубометр газа, но не факт, что в ноябре вы не будете платить по 14. Нафтогаз привязывается сугубо к биржевым котировкам. Предлагая устанавливать цену на газ только по бирже, «Нафтогаз» тем самым отменяет возможность регулировать цену газа по нескольким ценовым параметрам, тогда микс цены газа будет другой.
— «Нафтогаз» предлагает хитрый «рыночный» подход…
— Естественно. «Нафтогаз» не скрывает своего желания дальнейшей монополизации рынка. Помимо транспортировки газа, его добычи, распределения газа внутри страны, «Нафтогаз» при этом хочет войти монопольно в поставку газа. «Рыночный» подход — «когда все у меня, но вы приходите со мной конкурировать». Я вас взгрею зимой, говорит Нафтогаз, когда придут биржевые котировки. Увы, мы, как потребители, не защищены от сотрудничества с «Нафтогазом», но зачем нам такой «рынок»? Не исключено, что рост тарифов для ТКЭ (теплокоммунэнерго) будет уже не 20% а гораздо выше, даже вдвое.
— Повысят все-таки стоимость газа в мае?
— Постановление №867 никто не отменял. Тариф на отопление и горячую воду будет повышен для украинцев на 19% с мая. Ни решение того, что предлагает Коболев, ни 867 постановление не дает оснований говорить, что тарифы могут измениться – они только будут увеличиваться.
У нас среднее повышение на тепло после последнего повышения составило в среднем 20% — повысилась стоимость гигакалорий. Если стоимость газа поднимется еще в среднем на 15%, значит, считайте еще на тепло плюс 7,5-8%. Но мы же еще увеличим тариф от более высокой базы, если считаем уже 7% от 1300.
— Колоссальное давление на людей…
— Безусловно, но это давление уже закончилось тем, что у нас просто выросли долги. Представители разных облгазов (и с запада, и с востока) говорят, что ровно настолько, насколько уменьшилось количество субсидиантов, мы получили прирост задолженности. Они не трогают эти деньги, это деньги, которые люди платят, идут на счета – точно так же, как в ТКЭ. То есть, деньги пришли, счет со специальным режимом использовали, и автоматом они уходят на НАК «Нафтогаз Украины».
Государство не выполняет своей социальной функции по защите населения, хотя в Конституции записано, что Украина – это социальное государство. Но нам рассказывают, что рынок саморегулирует ситуацию, и мы должны платить напрямую только «Нафтогазу». Это выходит за рамки принципов функционирование европейских рынков. По сути, это банальное оболванивание украинцев.