Как сообщил вице-премьер Валерий Вощевский, Кабинет министров Украины выделил 2 млрд. кредитных гривен на закупку угля для ТЭС. Ранее министр энергетики и угольной промышленности Владимир Демчишин заявил, что Украине необходимо закупить около полутора млн. тонн угля, а премьер-министр Арсений Яценюк, свою очередь, охарактеризовал состояние в энергетическом секторе Украины, как кризисное. По чьей вине возник этот кризис, корреспондент ГолосUA расспросила эксперта по вопросам энергетики Валентина Землянского.
-Валентин, почему очередной раз возник кризис в энергетике?
—Это — чистой воды вредительство и саботаж. Ситуация возникла из-за отсутствия управленческих навыков, некомпетентности тех, кто за нее отвечал. Я другого объяснения не вижу. Ведь еще три месяца назад было понятно: если уголь не завозить на склады — его больше не станет, так как идет процесс выработки. Демчишин, мягко говоря, лукавит. Министр манипулирует цифрами, говоря о полутора миллионах тонн, которые должны быть накоплены на складах к отопительному сезону. Но забывает сказать, что параллельно идет выработка угля, имеющегося на станциях. Поэтому необходимо наладить ритмичную поставку, чтобы объем закупки угля превышал объем срабатывания. У нас он составляет около 2 млн. тонн в месяц, чтобы не было «провалов» по мощностям и ТЭС работали нормально. То есть, приход углей всех групп должен составлять 2,5-3 млн. тонн в месяц. Лишь тогда можно утверждать, что, по состоянию на октябрь, мы получим объем 3,5 млн тонн угля на складах. И при этом нужно понимать, откуда с октября по март будет приходить «запас» сверх расходуемого объема.
-Министр заявил, что на закупку угля истратят кредитные средства. Может, раньше просто денег на это не было?
-Вопрос состоял не в деньгах. Было неясно, как вообще этот уголь вывезти из зоны АТО или как законтрактовать. А у правительства и «конь не валялся» в этих вопросах. Проблема была не в средствах, а в том, что НКРЭ установило тариф на закупку электроэнергии, невыгодный электростанциям. Если закупать импортный уголь и производить электроэнергию, рентабельность — минусовая.
-Почему не закупают уголь с шахт, оставшихся на оккупированной территории?
-Проблема — логистическая. Уголь стоит в вагонах, на пути Никитовка- Майоровск. Там 3 тысячи вагонов, 20 млн. тонн антрацита. Вопрос в том, чтобы восстановить 4 км пути и вывезти оттуда уголь. Там просто железнодорожное полотно растащили — 1 км разрушили и 3 км украли. 2 недели на восстановление, и восстанавливается пропускная способность — 300 вагонов в сутки. То есть, за 2 недели можно вывезти оттуда весь этот объем.
-В качестве альтернативы, собирались закупать уголь в ЮАР…
-Ващевский недавно заявил, что пришел сухогруз, привез 80 тыс. тонн для ТЭС. Что за сухогруз, кто его законтрактовал — непонятно. И если не было денег, ждали кредитов — как тогда законтрактовали? Скорее всего, этот уголь пойдет на подготовку к отопительному сезону, сейчас срабатываться не будет. Однако это — капля в море.
-То есть, подготовка к отопительному сезону провалена?
-Да, он уже приблизился настолько, что дальше некуда. Времени на раскачку не осталось. Сейчас необходимо определится с тем, какой алгоритм будет использоваться при поставках угля и начать его реализовывать. В противном случае нас ждет, по предварительным оценкам, дефицит электроэнергии в размере более 5 гигаватт. Результатом станут веерные отключения. А также — импорт электричества из Российской Федерации по безумным ценам, как это было в июле, когда его покупали по 1,5 грн/кВт/час, для конечного потребителя по 2,5-2,6 грн/кВт/час. Очередное подорожание электроэнергии уже запланировано НКРЭ.
-Есть ли выход из этой ситуации?
-Первое — это урегулирование проблемы долгов на оптовом рынке. Для этого необходимо постановление Кабмина о взаимозачетах. Второе — налаживание алгоритмов поставок угля. И, самое главное — вопрос балансирования нашей электроэнергетики. Полтора года страна жила вообще без баланса. Нет понимания, сколько электроэнергии нужно произвести, сколько будут потреблять. НКРЭ сделала такой баланс в начале июля, но очень условный, приблизительный. Блекаут в системе наступает за 10 секунд. Включается аварийная автоматика, в случае снижения частоты, и за 10 секунд срабатывают автоматы. Как долго после этого система будет восстанавливаться — вопрос. Ведь все котельные, которые для этого были на теплоэлектростанциях, еще в начале 90-х благополучно отправили на металлолом. А если «тепловики» разваливаются, вслед за ними разваливается и «атомка». Эксперты предупреждали о том, что нужно закупать уголь с марта. А у нас виноваты все — «Газпром», Фирташ, Левочкин, ДТЭК — только правительство «белое и пушистое». Но, если прекратится противостояние между Демчишиным и Яценюком, шансы, что зимой будет все хорошо, возрастут.