- Похоже, что серьезного подорожания газа, который мы используем для обогрева жилищ и других бытовых нужд, в ближайшее время не избежать. Как заявил премьер-министр Украины Арсений Яценюк, Украина выполнит все условия Международного валютного фонда для получения кредита, среди которых, как известно, было и поднятие тарифов на газ для населения. В то же время, Россия во втором квартале снова собирается поднять цену на газ для Украины до уровня 2013 года, то есть – до $401,7 за тысячу кубометров (средняя цена за минувший год). О росте цен на газ и о планах правительства по наведению порядка в газовой сфере корреспондент ГолосUA беседовала с независимым экспертом по вопросам энергетики Валентином Землянским.
- -Валентин, недавно в соцсети вы утверждали, что цены на газ для населения в ближайшем будущем вырастут вдвое. На чем основывается ваша убежденность?
- —Рост тарифов – требование МВФ, о котором, в свое время, пару месяцев назад, говорил господин Мунтиян (правительственный уполномоченный по сотрудничеству с РФ Валерий Мунтиян – ред.). Есть письмо МВФ с перечнем требований, среди которых – поэтапный подъем тарифов на газ, по 40% на «шаге». Сначала – сразу 40%, потом – в зависимости от ситуации, но общая цифра тоже 40%.
- -Каким-то образом государство это сможет компенсировать, или сейчас — не в состоянии?
- -Государство этого компенсировать не сможет никак. Потому что, по большому счету, оно должно подходить к этой проблеме комплексно.
- У нас есть несколько проблем, без решения которых любые действия государства по повышению тарифов и другие непопулярные меры не будут восприняты обществом, но еще больше усилят социальное напряжение.
- О чем идет речь? Прежде всего, об уровне доверия к власти. Должно быть четкое понимание того, что при поднятии тарифов деньги, которые мы с вами заплатим, будут направлены исключительно на конкретные цели. Если говорим о тарифах на газ – на развитие собственной добычи, инвестирование в украинские предприятия.
- Для этого нужна программа действий, в которой будут очерчены вопросы реформирования жилищно-коммунального хозяйства, внутреннего рынка газа, коммунальной энергетики. В комплексе повышение тарифов на газ, на тепло, на электричество должны стоять вторым пунктом. И это повысит уровень доверия к власти. Потому что власть должна объяснить, куда эти деньги будут потрачены. В таком случае это не вызовет резкого отторжения, неприятия.
- -Насколько это реализуется?
- -Сейчас говорится о том, что повышение тарифов необходимо для получения кредита МВФ из-за финансовой ситуации в стране. Это выглядит, как вытягивание денег у людей для решения проблем общегосударственного порядка, в появлении которых эти люди не участвовали, эти проблемы пытаются решить за счет населения, не дав ничего взамен. Но это – проблема власти. И деньги, которые будут получены от повышения тарифов, на первом этапе, явно не будут направлены на реформирование секторов, о которых мы говорили.
- Это – самая большая проблема в таких неподготовленных заявлениях. Понятно, что ситуация плачевна, в бюджете, казне нет денег. Но это – путь в никуда. По нему ведь шла и предыдущая власть, и ни к чему хорошему это не привело. Если мы начинаем с новой страницы, начинать с тех же методов, мне кажется, не совсем правильно.
- -Тогда – как власти в этой ситуации действовать разумно?
- —Должна быть многоуровневая программа, власть сама для себя должна понять, что необходимо сделать. После того, как такая программа будет составлена, ее нужно донести до людей.
- Также важно в переговорах с МВФ не идти на безоговорочное согласие всем требованиям, а выставлять встречные требования. И вот подобного рода программа была бы встречным требованием со стороны украинского правительства. Тогда это был бы цивилизованный разговор на равных. А так МВФ по сути, в ультимативной форме требует, и правительство Яценюка соглашается с выполнением этих требований безоговорочно.
- -Правительство рассматривает вопрос о дальнейшей приватизации объектов энергосектора, в частности, «Черноморнефтегаза». Прокомментируйте, пожалуйста, это решение.
- -Это можно описать общим словом «паника». Потому что приватизировать энергетические компании только из-за нехватки средств в бюджете — абсолютно неправильно. Все должно происходить поэтапно.
- Алгоритмы подготовки к приватизации, и вообще реформирования энергосектора, уже прописаны 25 раз. Прежде всего, необходимо закончить процесс реорганизации «Нафтогаза», объединить добывающие компании «Черноморнефтегаз» и «Укргаздобыча» в украинскую добывающую компанию. Отдельно – «Укртрансгаз», который будет заниматься транзитом, отдельно – «Нафтогаз», который будет заниматься закупкой газа в России и продажей его внутри страны.
- Второй шаг – их нужно «почистить», то есть, свести дебет с кредитом. Эти компании должны стать инвестиционно привлекательными. Продавать по остаточной стоимости, лишь бы продать – ума много не надо. Соответственно, продавать нужно не компанию или долю в госкомпании, а прибыльный бизнес.
- И здесь правительство столкнется с той же проблемой: низкие тарифы, газ, добытый в Украине, необходимо реализовывать внутри страны по низким тарифам. Никто из западных инвесторов на это не пойдет.
- Мы снова возвращаемся к вопросу комплексности действий. Это должно происходить подготовлено, должна быть проведена капитализация каждой из компаний, только после этого можно говорить о приватизации. Здесь есть нюансы. Если мы говорим о добыче, то, скорее всего, это выход на IPO, так удобнее привлечь западных инвесторов. Если говорим об «Укртрансгазе», здесь интереснее консорциум, но должны быть прописаны варианты участия.
- И нужно понимать, как функционирует «Нафтогаз», что мы делаем с тарифами. Он у нас социальная компания, и, соответственно, бюджет компенсирует эту тяжесть, либо это торговый дом. Тогда, естественно, это будет интересно тому же «Газпому», западноевропейским компаниям – войти в крупную нефтегазовую компанию, заниматься продажей газа и его поставкой конечному потребителю.
- Это – не дело одного дня, и смену тарифов, и приватизацию за один день не сделаешь, нужен подготовительный период. А опять действовать по принципу «после нас – хоть потоп»… Мы на эти грабли уже наступали и в 2010, и в 2005.
- Если государство установит экономически обоснованные тарифы, нужно четко понимать, что из бюджета больше не выделяются компенсации НАК – «Нафтогазу» или теплокоммунэнерго. И должен быть четко понятен список, кто из малоимущих будет дотироваться. Размер дотаций будет составлять около 1 млрд. грн. а на сегодняшний день дотации «Нафтогазу», только за счет «разрыва» в тарифах, в прошлом году составили 10 млрд. грн. То есть – в разы сократятся затраты бюджета на компенсацию разницы в тарифах при адресной дотации малоимущим. Это – очень важный момент.
Президент Украины Владимир Зеленский подписал закон, усиливающий защиту прав владельцев земельных долей...