В. Землянский: «Правительству нужен план по повышению тарифов и приватизации предприятий энергосектора»

Похоже, что серьезного подорожания газа, который мы используем для обогрева жилищ и других бытовых нужд, в ближайшее время не избежать. Как заявил премьер-министр Украины Арсений Яценюк, Украина выполнит все условия Международного валютного фонда для получения кредита, среди которых, как известно, было и поднятие тарифов на газ для населения. В то же время, Россия во втором квартале снова собирается поднять цену на газ для Украины до уровня 2013 года, то есть – до $401,7 за тысячу кубометров (средняя цена за минувший год). О росте цен на газ и о планах правительства по наведению порядка в газовой сфере корреспондент ГолосUA беседовала с независимым экспертом по вопросам энергетики Валентином Землянским. 
-Валентин, недавно в соцсети вы утверждали, что цены на газ для населения в ближайшем будущем вырастут вдвое. На чем основывается ваша убежденность?
Рост тарифов – требование МВФ, о котором, в свое время, пару месяцев назад, говорил господин Мунтиян (правительственный уполномоченный по сотрудничеству с РФ Валерий Мунтиян – ред.). Есть письмо МВФ с перечнем требований, среди которых – поэтапный подъем тарифов на газ, по 40% на «шаге». Сначала – сразу 40%, потом – в зависимости от ситуации, но общая цифра тоже 40%.
-Каким-то образом государство это сможет компенсировать, или сейчас — не в состоянии?
-Государство этого компенсировать не сможет никак. Потому что, по большому счету, оно должно подходить к этой проблеме комплексно.
У нас есть несколько проблем, без решения которых любые действия государства по повышению тарифов и другие непопулярные меры не будут восприняты обществом, но еще больше усилят социальное напряжение.
О чем идет речь? Прежде всего, об уровне доверия к власти. Должно быть четкое понимание того, что при поднятии тарифов деньги, которые мы с вами заплатим, будут направлены исключительно на конкретные цели. Если говорим о тарифах на газ – на развитие собственной добычи, инвестирование в украинские предприятия.
Для этого нужна программа действий, в которой будут очерчены вопросы реформирования жилищно-коммунального хозяйства, внутреннего рынка газа, коммунальной энергетики. В комплексе повышение тарифов на газ, на тепло, на электричество должны стоять вторым пунктом. И это повысит уровень доверия к власти. Потому что власть должна объяснить, куда эти деньги будут потрачены. В таком случае это не вызовет резкого отторжения, неприятия.
-Насколько это реализуется?
-Сейчас говорится о том, что повышение тарифов необходимо для получения кредита МВФ из-за финансовой ситуации в стране. Это выглядит, как вытягивание денег у людей для решения проблем общегосударственного порядка, в появлении которых эти люди не участвовали, эти проблемы пытаются решить за счет населения, не дав ничего взамен. Но это – проблема власти. И деньги, которые будут получены от повышения тарифов, на первом этапе, явно не будут направлены на реформирование секторов, о которых мы говорили.
Это – самая большая проблема в таких неподготовленных заявлениях. Понятно, что ситуация плачевна, в бюджете, казне нет денег. Но это – путь в никуда. По нему ведь шла и предыдущая власть, и ни к чему хорошему это не привело. Если мы начинаем с новой страницы, начинать с тех же методов, мне кажется, не совсем правильно.
-Тогда – как власти в этой ситуации действовать разумно?
Должна быть многоуровневая программа, власть сама для себя должна понять, что необходимо сделать. После того, как такая программа будет составлена, ее нужно донести до людей.
Также важно в переговорах с МВФ не идти на безоговорочное согласие всем требованиям, а выставлять встречные требования. И вот подобного рода программа была бы встречным требованием со стороны украинского правительства. Тогда это был бы цивилизованный разговор на равных. А так МВФ по сути, в ультимативной форме требует, и правительство Яценюка соглашается с выполнением этих требований безоговорочно.
-Правительство рассматривает вопрос о дальнейшей приватизации объектов энергосектора, в частности, «Черноморнефтегаза». Прокомментируйте, пожалуйста, это решение.
-Это можно описать общим словом «паника». Потому что приватизировать энергетические компании только из-за нехватки средств в бюджете — абсолютно неправильно. Все должно происходить поэтапно.
Алгоритмы подготовки к приватизации, и вообще реформирования энергосектора, уже прописаны 25 раз. Прежде всего, необходимо закончить процесс реорганизации «Нафтогаза», объединить добывающие компании «Черноморнефтегаз» и «Укргаздобыча» в украинскую добывающую компанию. Отдельно – «Укртрансгаз», который будет заниматься транзитом, отдельно – «Нафтогаз», который будет заниматься закупкой газа в России и продажей его внутри страны.
Второй шаг – их нужно «почистить», то есть, свести дебет с кредитом. Эти компании должны стать инвестиционно привлекательными. Продавать по остаточной стоимости, лишь бы продать – ума много не надо. Соответственно, продавать нужно не компанию или долю в госкомпании, а прибыльный бизнес.
И здесь правительство столкнется с той же проблемой: низкие тарифы, газ, добытый в Украине, необходимо реализовывать внутри страны по низким тарифам. Никто из западных инвесторов на это не пойдет.
Мы снова возвращаемся к вопросу комплексности действий. Это должно происходить подготовлено, должна быть проведена капитализация каждой из компаний, только после этого можно говорить о приватизации. Здесь есть нюансы. Если мы говорим о добыче, то, скорее всего, это выход на IPO, так удобнее привлечь западных инвесторов. Если говорим об «Укртрансгазе», здесь интереснее консорциум, но должны быть прописаны варианты участия.
И нужно понимать, как функционирует «Нафтогаз», что мы делаем с тарифами. Он у нас социальная компания, и, соответственно, бюджет компенсирует эту тяжесть, либо это торговый дом. Тогда, естественно, это будет интересно тому же «Газпому», западноевропейским компаниям – войти в крупную нефтегазовую компанию, заниматься продажей газа и его поставкой конечному потребителю.
Это – не дело одного дня, и смену тарифов, и приватизацию за один день не сделаешь, нужен подготовительный период. А опять действовать по принципу «после нас – хоть потоп»… Мы на эти грабли уже наступали и в 2010, и в 2005.
Если государство установит экономически обоснованные тарифы, нужно четко понимать, что из бюджета больше не выделяются компенсации НАК – «Нафтогазу» или теплокоммунэнерго. И должен быть четко понятен список, кто из малоимущих будет дотироваться. Размер дотаций будет составлять около 1 млрд. грн. а на сегодняшний день дотации «Нафтогазу», только за счет «разрыва» в тарифах, в прошлом году составили 10 млрд. грн. То есть – в разы сократятся затраты бюджета на компенсацию разницы в тарифах при адресной дотации малоимущим. Это – очень важный момент.

Читайте также по теме