В. Землянский: «Премия Коболева за «Стокгольм» — это уголовное преступление»

В  то время как украинцам без стыда и совести взвинчивают тарифы на коммуналку — в соседней Румынии тарифы для населения заморозили на три года. Есть нам за кого порадоваться. Между тем кандидаты в Президенты Украины в ходе предвыборной гонки  наперебой обещают, что, придя к власти,  первым делом понизят  тарифы. Об экономической  вероятности такого шага, а также политическом пиаре на монетизации судсидий и законности поучения миллионных премий в «Нафтогазе», рассказал корреспонденту ГолосUA независимый эксперт по вопросам энергетики Валентин Землянский.

— Валентин, какой, на ваш взгляд, должна быть цена природного газа для украинцев?

— Цена на газ должна соответствовать уровню доходов населения. Исходить надо из этого. Изначально у нас неправильно поставлено определение рыночной цены природного газа как цены, которая должна соответствовать европейской бирже. Притом что это абсолютно не коррелирует с доходами граждан Украины. Отсюда мы имеем все проблемы, поскольку рост цены на газ произошел значительный.

— Не секрет, что у нас стремительно растут неплатежи за коммунальные услуги…

— Безусловно. Общий долг по коммуналке на сегодня  у нас составляет  47 млрд грн. Это ноябрьские данные прошлого года. Уровень расчетов  по коммунальным платежам  в Украине – всего 46%.  Вот, собственно говоря, к чему привело подорожание газа для населения. Меньше половины населения страны  сегодня платит за коммуналку. Более того, мы не знаем, как это отразится на дальнейшем росте неплатежей. Только с января 2019 года начали действовать новые тарифы на тепло, значит, платежки придут в феврале, и только, условно говоря, в марте мы поймем, каков был уровень расчетов по коммунальным услугам в январе. Статистика даст эти расчеты. Но тенденция уже угрожающая. Даже исходя из повышения тарифов в ноябре 2018 года, мы уже увидели негативную реакцию.

— Платить людям практически нечем, судя по тому, что пенсионерам с доходом в 1900 грн приходят платежки за отопление в 1300 грн…

— Это правда. Представитель Минсоцполитики как-то рассказывал в прямом телеэфире, как у нас сильно возросли пенсии по сравнению с 2017 годом. Но если провести сравнение с 2013 годом и с тем, какую сумму тогда платили за коммуналку, то никакой радости украинцы испытывать не могут от такого повышения пений. Тогда средняя пенсия была 1500 грн — сейчас, когда сумма за коммуналку с ее повышениями за последние годы поднялась в разы, пенсию повысили всего на 400 грн.

Все это для людей, которые ответственно платят за коммуналку, приводит к вымыванию денег из семейного бюджета. Точно так же, как высокая цена на газ для промышленности, вымывает «оборотку» у предприятий. Они вынуждены отдавать деньги на энергоносители вместо того, чтобы инвестировать в развитие.

— На ваш взгляд, смогут ли выполнить нынешние кандидаты в президенты  свои обещания понизить тарифы на газ, когда придут власти?

— Чисто математически или экономически это реально. То есть, экономика в этом есть. Вопрос сугубо политический. Проблемы могут возникнуть на этом уровне, потому что у нас есть договоренность и подписанные документы в первую очередь по ассоциации с Европейским Союзом. Мы являемся членами Европейского энергосообщества, которое также требует отсутствия ценовой дискриминации в энергосегменте. Ну и Меморандум с МВФ. Про коалиционное соглашение, подписанное в 2014 году в Верховной Раде, где все это было прописано, я уже умолчу. 

Кандидатов, которые обещают понизить тарифы для населения и об этом говорят, на сегодняшний день двое – это Тимошенко и Бойко. Они это обещают нормативно оформить.  Есть соответствующие законы, где это все расписано, каким образом  это все происходит. Ничего сверхсложного и  непонятного для рядовых граждан там нет. Первое — это отказ от  индексирования цен  по бирже и переход на прямые контракты. Любой прямой контракт даст вам более низкую цену. Прямые долгосрочные контракты по определению более дешевые и предполагают более низкий уровень цен, чем биржевые котировки с высоким уровнем волатильности – скачков цен, когда, естественно, в зимний период идет возрастание цены. Это мы увидели в прошлом году. В среднем промышленность платила больше 600 долларов  за тысячу кубических метров вместе с налогами и транспортом.

— Как у нас будет проходить монетизация субсидий?

— Тут возникает такая ситуация, что у нас по состоянию на прошлый год, в начале 2018-го  было получателей субсидий — 6,9 млн домохозяйств, а к концу года – к декабрю  2018 года – их вдруг стало 3,9 млн.  Почти в два раза. В задаче спрашивается, что произошло, и какими методами это было сделано в отсутствие взрывного роста благосостояния украинцев? Почему почти половина домохозяйств не получили субсидии? Там вариантов очень много – чисто по формальным признакам  вам субсидия положена, но вам ее не начисляют. Не хочешь – иди судись, но какая бабушка побежит в суд?! Заробитчане, сокращение социальных норм, которые были прописаны. Субсидии, которые будут люди получать сегодня, — 713 грн. Рева сказал, что это средний размер субсидий. Петр Алексеевич говорит, что это будет 1500 грн. Вопрос в том, кто из них прав.

До выборов ситуация меняться не будет. Порошенко попытается пропиариться на своей «полторушке», выплаты, наверное, будут в марте за февраль, может быть, еще в апреле, когда отопительный сезон заканчивается.

Куда приведет такая ситуация?

— По факту это путь в никуда, потому что ни одной из системных проблем, что касается развития собственной добычи газа — не будет решено.  У нас большой износ инфраструктуры. С теплокоммунэнерго, облгазами не решается вопрос, потому что  объемы тарифов не отражаются на поступлении денег для этих компаний. Растет только цена газа в структуре тарифов, а те деньги, которые должны были идти на развитие сетей для поддержания операционной деятельности, не поступают. Под войну Коболева с Фирташом попали все – никто из облгазов денег не получит. Соответственно, оттуда уходят спецы. В региональных газовых компаниях говорят, что они не могут удержать людей, потому что средняя зарплата по отрасли 10 тыс. грн, а в облгазах – порядка 5 тыс. грн. У каждой проблемы есть имя, фамилия и отчество, как говорил вождь всех народов. Г-н Коболев в первую очередь несет ответственность за происходящее, потому что именно он является идеологом. Может быть, формально он не подписывал документы, но идеологом роста тарифов является именно Коболев. Еще в 2014 году он говорил, что цена газа для населения должна составлять 9600 грн – Google все помнит.

— Премии себе он успевает получать…

— Премии за Стокгольм, полученные ведомством Коболева (чиновники «Нафтогаза» получили 45 млн долларов премии. – Авт.) — это уголовное преступление, потому что деньги от «Газпрома» не получены. В данном случае он формально прикрывается решением Наблюдательного совета, но ресурс выплаты премий  был взят из денег НАК «Нафтогаз Украины».  Денег от «Газпрома» нет и не ожидается. Когда Fitch проводил аудит «Нафтогаза», он сказал, что денег мы не ждем. То есть, там продолжается судебная баталия. Плюс вывод денег из Украины, которые Коболев направил своей мама в США (А. Коболев получил премию в 7,9 млн долларов за победу «Нафтогаза» над «Газпромом» в Стокгольмском суде, – Авт.). Напрашивается вопрос, имеет ли  Коболев лицензию Нацбанка, имел ли он право на такой перевод.

Читайте также по теме