Марина Иванова
08:06 29/02/2016

В. Землянский: «Растущие тарифы уже превышают платежеспособность населения»

По сообщению пресс-службы "Киевэнерго", задолженность потребителей столицы за использованную электрическую энергию перед ПАО "Киевэнерго", по состоянию на 1 февраля 2016 года, превысила 788,3 млн грн. В частности, задолженность КП "АК "Киевводоканал" в январе 2016 выросла почти на 30 млн грн — до 199 млн грн, КП "Киевпастранс" — на 10,4 млн грн и КП "Киевский метрополитен" — на 7,7 млн. грн. При этом, на 1 января 2016 годазадолженность потребителейза услугу централизованного холодного водоснабжения и водоотведения перед ПАО "АК "Киевводоканал" составила 968 млн грн. В то же время, с 1 марта тариф на электроэнергию снова повысится в среднем на 25%. О том, чем грозит новый виток цен на электроэнергию, корреспондент ГолосUA узнавала у эксперта по вопросам энергетики Валентина Землянского.

— Валентин, почему задолженность перед «Киевэнерго» формируется, во многом, не за счет рядовых пользователей, а из-за долгов коммунальных предприятий?

— Происходящее сегодня — то, о чем я предупреждал ранее. При реализации программы субсидирования населения мы получаем задолженность не со стороны простых пользователей, а именно коммунальных предприятий, к которым эти субсидии будут, по сути дела, не доходить. Ведь они должны быть компенсированы напрямую деньгами из бюджета. Пользователи при получении субсидии платят какую-то часть, а остальные расходы покрываются за счет бюджетных субвенций. Сейчас с высокой долей вероятности можно говорить о том, что субвенции не производятся. И не покрываются затраты предприятий. Соответственно, нарастают задолженности.

— Почему государство не выполняет свои обязательства?

— Это — вопрос «не по окладу». Скорее всего, у государства просто нет средств на покрытие разницы в тарифах. Я предупреждал, что мы получим финансовый коллапс не из-за снижения платежеспособности населения, а из-за отсутствия перечисления субвенций.

— Какими могут быть дальнейшие шаги «Киевэнерго» в этой ситуации?

— Это будут решать их юристы. «Киевводоканал» от сети они не отрежут, там бронь все равно остается, поскольку это — стратегическое предприятие. Но, безусловно, происходящее будет усугублять работу предприятия. Мы же понимаем, что «Киевэнерго» нужны деньги, никто не работает просто так.

— В чем проявится нехватка средств?

— Это будет отражаться на деятельности «Киевэнерго» напрямую — пострадает качество предоставляемых услуг. Ведь текущие и аварийные ремонты нужно за счет чего-то финансировать. «Киевэнерго» — это же не просто одна электростанция с двумя аварийными бригадами, содержание «автопарка» компании дорого обходится. «Киевэнерго» — серьезная большая компания, которая должна быть полностью профинансирована. А у нас возникают проблемы, которые не видны рядовым гражданам, но очень существенно «бьют» по экономике таких ключевых предприятий.

— Могут ли из-за этого выйти из строя какие-то ключевые узлы, возникнуть перебои со светом?

— Со временем — да. Происходящее, как я уже упоминал, ухудшит качество предоставляемых населению услуг: это вопрос света, вопрос тепла. Ведь плановые ремонты и проводятся для того, чтобы не возникало подобного рода проблем. А если денег на это нет — извините.

— С 1 марта тариф на электроэнергию снова вырастет, в среднем на 25%. Какими будут последствия?

— У государства нет политики по социальной защите граждан. У нас внедряется модель, при которой все регулирует «невидимая рука рынка», расставляя все по своим местам: кого-то — за черту бедности, кого-то сразу на кладбище, уж простите за черный юмор. Мы к этому идем. Думаю, что тенденция, которая прослеживается в статистике платежей по газу, будет постепенно перебрасываться и на электроэнергию. Ведь тарифы превышают платежеспособность населения. С учетом растущей безработицы, люди, может быть, и хотели бы, но не могут оплатить коммуналку. За электричество, правда, не платить сложно: может прийти электрик и отрезать проводок. Но то, что рост тарифов может привести к росту уровня воровства электричества, путем различных манипуляций со счетчиками, а также других уловок — не вызывает сомнений. Думаю, скоро будет интересна статистика облэнерго — сколько электроэнергии было отпущено на рынок и какая была собрана оплата.

— К каким еще последствиям может привести рост тарифов на электроэнергию?

— Подорожает холодная вода — ведь все насосы работают на электроэнергии. Это проблемы, которые нарастают инерционно. Если сегодня нет неплатежей — они вскоре появятся.

Читайте также по теме