В. Землянский: «Строительство «Северного потока-2» приведет к росту тарифов на газ в Украине»

Германия выдала документы на строительство «Северного потока-2», к ней присоединилась Финляндия. Кроме того, в обход Украины запустили строительство «Турецкого потока». ГолосUA расспросил эксперта по вопросам энергетики Валентина Землянского, как  строительство газопроводов отразится на судьбе украинской газотранспортной системы, насколько до 2020 года может подешеветь ГТС и удастся ли Украине выгодно ее продать?

— Финляндия разрешила строительство «Северного потока-2». Достоят ли его до 2020 года?

— Достроят. Сейчас ведутся политические торги между Данией и Швецией, которые также хотят получить свой «кусок пирога».

— Чем грозит Украине строительство «Северного» и «Турецкого» потоков?

— С началом строительства «Турецкого потока» и «Северного потока-2», Украине стоит готовиться к сокращению транзита газа по своей территории. Европа не скрывает своей заинтересованности, при этом сохраняя политическую приверженность к Украине. Кроме того, уже появилась информация относительно строительства болгарско-сербского потока. Помимо убытков от сокращения транзита газа, которые могут достигать от 1,5 до 2 миллиардов долларов в год, не стоит забывать о том, что Украине нужно будет решать вопрос с режимом работы газотранспортной системы. От ее функционирования зависит доставка газа конечным потребителям. Правительству уже сейчас нужно будет решать вопрос по поводу обеспечения украинских потребителей газом, если объемы транзита газа по украинской ГТС значительно сократятся.

Никто сейчас над этим не работает. В первую очередь, эта проблема касается «Нафтогаза Украины», которому нужно будет строить дополнительные газопроводы, а это – дополнительные убытки. Не стоит забывать и о политической составляющей – потере статуса транзитера. Мы были монопольными транзитерами российского газа в ЕС. Это еще один шаг к обочине. Потеря статуса транзитера грозит украинским потребителям ростом тарифов на газ. Все затраты, о которых было сказано, «Нафтогаз» переложит на плечи украинских потребителей. Насколько это отразится на тарифной составляющей – сказать сложно. В любом случае, это приведет к росту тарифов на газ для населения.

— Капитулирует ли «Нафтогаз» под натиском «Газпрома» после решения построить «Северный поток» и «Турецкий поток»?

— «Нафтогаз» не влияет на эти процессы. Все договорённости о строительстве этих потоков – это большая игра между Москвой, Брюсселем и Вашингтоном. «Нафтогаз» лишь может приветствовать эти переговоры или критиковать их, блокировать он ничего не может. Верховная Рада уже приняла соответствующее постановление, после чего обратилась в европейское энергосообщество с просьбой приостановить данные переговоры, но время упущено. Мы даже не пытаемся войти в этот процесс, а лишь пишем гневные письма. Украина не пытается конструктивно подойти к решению сложившейся проблемы. Мы не предлагаем никакой альтернативы, а Россия дает четкий сигнал, что Европа на этом отлично заработает. Не будет никаких транзитных стран, плюс Россия и ЕС, в частности, Германия, смогут за счет «Северного потока-2» получить политические дивиденды. Кроме того, можно будет заработать на украинской ГТС, поучаствовав в ее модернизации, а заплатит за это Украина. В итоге, Европа выигрывает дважды.

— Какую альтернативу должна предложить Украина?

Показать заинтересованность в урегулировании конфликта на Донбассе и снижение градуса напряженности в отношениях с Москвой. Кроме того, Украина не предлагает экономических моделей, которые могли бы конкурировать с «Северным потоком», и были бы интересны Европейскому Союзу. Гневные заявления выступают как раздражающий фактор для европейского бизнеса. Ведется большая геополитическая игра, и Вашингтон противостоит строительству обходных газопроводов.

— Что будет с украинской газотранспортной системой?

— Продавать никто ничего не будет, так как никто ничего не будет покупать. Ситуация со строительством двух обходных маршрутов вызовет негативную реакцию со стороны оппозиции, если станет вопрос о продаже даже доли ГТС. Кроме того, ЕС в этом не заинтересован. Возможно, заинтересованность появится, когда ближе к 2020 году станет понятно, какая доля останется для украинского транзита, и какой маршрут будет наиболее перспективным. Может быть, с точки зрения модернизации и совместного управления ГТС, Европа и зайдет на украинский рынок. Но это будет лишь часть ГТС.

— Удастся ли Украине  выгодно продать ГТС?

— Нет. На содержание остальной части ГТС, либо ее консервации, потребуются деньги. Вкладываться в это Европа не будет. Вопрос о продаже пока не стоит. Речь идет о возможном привлечении партнера для совместного управления ГТС. Данный проект для Европы очень рискованный, и она в нем не заинтересована. Мы можем продавать ГТС хоть за доллар, но в данном случае европейским компаниям нужно понимать, во что они будут входить и вкладывать деньги. Такого понимания у них нет.

— Насколько до 2020 года может подешеветь ГТС из-за строительства Северного и Турецкого потоков?

— Вы же продаете не металл, и не стоимость трубы на компрессорной станции. Вы продаете транзитный бизнес! И чем больше его объем, тем дороже этот бизнес стоит. В сегодняшней ситуации бизнес дешевеет, но называть какую-то цифру я не готов. В хорошее время, в частности, в 2009 году, за ГТС давали 25 миллиардов долларов. Сейчас ее стоимость, в случае реализации обходных маршрутов для транзита газа, обесценится в 10 раз.   

Читайте также по теме