В. Землянский: «Цена газа для украинцев за три года выросла в 9,5 раза»

Необоснованный рост тарифов в Украине продолжает править бал. Украинцев власть уже без зазрения совести укладывает на лопатки и ставит на колени. Эксперты уверяют, что на нужды населения у нас идет газ собственной добычи, который в разы дешевле импортируемого из-за границы. И собственного газа у нас вполне достаточно для обеспечения жителей страны. Тем не менее, с 1 октября тарифы на газ вновь хотят поднимать — уже до 9000 грн. О нынешней ситуации на газовом рынке Украины корреспонденту ГолосUA рассказал независимый эксперт по вопросам энергетики Валентин Землянский.

— Валентин, какое значение для нас имеет тот факт, что американцы возобновляют добычу газа в Украине?

— Американская компания Cub Energy Inc. – это частные добытчики. Привязку к национальности я бы не делал. На цене газа для нашего населения это никак не отразится. В этом случае, безусловно, будут меньше импортировать газа. На национальных интересах это особо не отражается, так что маяком на отечественном энергетическом рынке все равно является «Нафтогаз». Он является крупнейшим импортером, соответственно, он определяет цену на газ. «Нафтогаз» формирует ценовую политику, и от нее отталкиваются трейдеры. Трейдеры же продают газ на 500-800 грн дешевле.

— Президент намедни пообещал снижение цен на газ и электроэнергию для украинцев. Этому можно верить?

— Каким образом это произойдет, не совсем ясно. Давайте по формальной части пройдемся. Цены на газ у нас определены постановлением правительства. Там черным по белому написано, что цены на газ в Украине привязаны к колебаниям цен на рынке и считаются по формуле, в конечном итоге они составляют 6950 грн. Мы исходим из этого, каким образом Президент может повлиять на цену на газ? Они изменят постановление правительства? Я обеими руками «за».

— По словам главы государства, цена газа для населения уменьшится, поскольку в его стоимость больше не закладывают высоких российских цен и коррупционную составляющую…

— Украина уже почти два года не покупает газ в России. А то, где мы покупаем газ, никак не отражается от стоимости газа для населения. Для населения используется ресурс внутренней добычи, в частности, государственной компании «Укргаздобыча». Мы используем этот ресурс. Он у нас ключевой, мы от него отталкиваемся, поскольку на потребности населения идут небольшие объемы — порядка 3 млрд куб. м. Далее формирование цены на газ для населения происходит по постановлению правительства, в том числе — цена на газ внутренней добычи тоже устанавливаются по этому постановлению, то есть, дешевле не становятся. В итоге цена украинского газа с транспортом и налогами плюс прибыли «Нафтогаза» для населения выходит 6950 грн.

— То есть, российский газ никак не влияет на цену газа для нашего населения…

— Разумеется. В любом случае европейские цены будут влиять на формирование цен на российский газ. Так или иначе. Поэтому заявление Президента о снижении цены на газ для украинцев — это чистый популизм. Популизм, потому правительство, Президент уже давно имели все возможности для того чтобы откорректировать цены на газ для населения, потому что никакого отношения к рыночному ценообразованию это не имеет. Цену на газ у нас устанавливают административно под давлением Кабмина. А то, что Украина взяла на себя обязательства перед МВФ повысить тарифы, выполнила это требование фонда, — это была добрая воля украинской стороны. То есть, мы «завязаны» обязательствами перед Международным валютным фондом. Сами же на себя и взвалили эти обязательства.

— И все же существует возможность снизить тарифы на газ для населения?

— Пока у нас есть объективная реальность — постановление правительства о том, что тарифы устанавливаются НКРЭКУ, которая подконтрольна государству. Есть еще одна объективная реальность — в виде блокады Донбасса, как известно, импорт угля в Украину осуществляется сейчас из-за рубежа. Все это присутствует. Объективная реальность — это также девальвация нацвалюты. Соответственно, это все влияет на тарифы. Поэтому если у наших руководителей есть политическая воля, нет никаких противопоказаний для того чтобы: а) пересмотреть договоренности с Международным валютным фондом; б) пересмотреть уровень тарифов для населения в преддверии отопительного сезона. По газу тарифы, несомненно, можно снизить без усилий. Но, боюсь, что в нашей стране это маловероятно. 1 июля наступает срок пересмотра цен на газ. Должна быть установлена цена газа на следующий отопительный сезон — то есть, цены, которые будут действовать с 1 октября. И второй вопрос — до конца августа мы взяли на себя обязательство решить вопрос с пресловутой абонентской платой. Этот вопрос должен быть отрегулирован.

— Можно ли остановить этот безудержный рост тарифов?

— Мы видим, что вместо того, чтобы пересмотреть структуру тарифов, в грамотной пропорции «расщепить» тариф, чуть урезать аппетиты «Нафтогаза», дать возможность «Укргаздобыче» заработать денег для проведения модернизации, ремонта и прочих вещей, взять все это дело под контроль («если воруют – проконтролируйте»), тарифы продолжают неуклонно повышаться. Отдельная история с субсидиями, которых не хватает на всех. Иными словам, предстоящий отопительный сезон обещает быть очень тяжелым. Уже украинец платит в 4 раза больше за электроэнергию, чем платил или в 2013 году, и в 9,5 раза больше за газ (для тех, кто пользуется газовыми плитами, тариф составлял 0,86 грн в 2013 году, сейчас мы имеем почти 7 грн). То есть, за три года тариф вырос с 86 копеек до 7 грн.

Читайте также по теме