Марина Иванова
07:00 11/10/2016

В. Землянский: “Украина не готова к отопительному сезону из-за несогласованных действий правительства”

В течение приближающейся зимы в Украине возможны ограничения подачи электроэнергии для населения, поскольку цены на газ и уголь, которые необходимы для выработки электричества, значительно выросли. Об этом заявил временно исполняющий обязанности директора НЭК «Укрэнерго» Всеволод Ковальчук. По его словам, в случае нехватки угля придется запустить газо-мазутные блоки на Запорожской и Трипольской ТЭС и потреблять больше природного газа для производства электроэнергии на ТЭЦ. При этом Ковальчук признал, что электроэнергия, произведенная из газа, будет довольно дорого стоить. «Да, цена будет гораздо выше, чем генерация на угле. Но устойчивость энергосистемы страны этого стоит, другие варианты обойдутся гораздо дороже. Или надо будет ограничивать потребителей. Ритмично, без массовых отключений, но все же…», — отметил он. При этом, запасы угля на складах ТЭС 2 октября, по данным «Укрэнерго», составили 1,3 млн тонн. 4 октября в «Укрэнерго» заявили о стабильности поставок угля на украинские теплоэлектростанции, отставание от графика поставок составляет лишь 4 дня. О том, почему могут возникать перебои работы ТЭС и к каким последствиям это приведет, корреспондент ГолосUA узнавала у эксперта по вопросам энергетики Валентина Землянского.

— Валентин, как можно оценить заявление в.о. директора «Укрэнерго»?

— По сути, как  подтверждение возможности веерных отключений, подтверждение того, чтоб зимой будет недостаточно мощности в сети. В данном случае, уже не важен вопрос, чего нам не хватит — угля или мощности атомных блоков. Речь идет о том, что действия правительства несогласованны, о чем свидетельствуют слова Ковальчука и заявления Насалика (главы Минтопэнерго — ред.), сказавшего, что Украина готова к прохождению отопительного сезона. То есть, у Кабмина нет единого видения, единой стратегии работы энергетического комплекса. 

А это ведь не впервые — мы уже были  свидетелями заявлений о накоплении угля на складах, об уровне запасов газа. В итоге, из-за такой несогласованности действий страдать будет конечный потребитель.

— Какими будут последствия?

— Просчеты в действиях Кабмина по подготовке к зиме проявятся в виде веерных отключений электроэнергии, а также — снижения температуры теплоносителя. Это — первый вариант. Либо — украинцы будут страдать финансово. Это как раз то, о чем говорит Ковальчук: может произойти рост цен на электроэнергию. Конечно, не сразу, но такие последствия мы на себе ощутить можем.

И это все происходит не из-за того, что кто-то плохо уголь добывает. Сложная ситуация — результат отсутствия внятной, четкой, стратегически выверенной политики в отношении энергорынка, энергосистемы.

— Появятся ли какие-то «оргвыводы» в отношении тех, кто отвечает за подготовку к отопительному сезону, или эта проблема будет замалчиваться?

— Думаю, проблема будет замалчиваться — исходя из того, что нет никакой реакции в виде формирования антикризисного штаба, поиска альтернативных вариантов решения проблемы.

А негативные последствия возможны, ведь мы аннулировали договор об импорте электроэнергии с Россией,  не покупаем российский газ. Возможно, придется подписывать соответствующие договора в срочном порядке. Я не исключаю варианта, что в критической ситуации Украина буде вынуждена на это пойти, несмотря на существующую напряженность в отношениях между нашими странами.

— Кто должен входить в антикризисный штаб и как он обязан работать?

— Мы это проходили уже, об этом Плачков (Иван Плачков — экс-министр топлива и энергетики — ред.) все время говорит. Это наша недавняя история, 90-е годы, когда тоже возникали угрозы веерных отключений. Тогда организовывался антикризисный штаб из представителей профильных министерств, плюс — туда входили силовики, министр транспорта, министр инфраструктуры. Это — межведомственная группа, занимающаяся выработкой решений, призванных не допустить возникновения чрезвычайных ситуаций. Поскольку там находятся представители всех ведомств, эта группа получает «зеленый свет» для быстрого прохождения всех решений, чтобы оперативно реагировать.

— В какие сроки можно будет «разрулить» ситуацию с помощью антикризисного штаба?

— Мне часто задают этот  вопрос. Однако, отвечая на него, следует помнить, что это — не вопрос энергетики, мы находимся больше в плоскости политики. Главное в его решении — когда мы закончим конфликт на востоке, то, каким образом мы стабилизируем отношения. Мы же не можем перенести нашу страну в другое место на карте, поэтому должны исходить из условий, в которых находимся.

— Возникают ли подобные ситуации в других странах Восточной Европы?

— Нет. А вот мы почему-то считаем, что зимой у нас будет тепло. Но зима, по данным многих американских, европейских, да и наших метеорологов будет холодной. И все страны Евросоюза к этому готовятся: достаточно прочесть интервью итальянского премьера, который говорит, что его страна заполнила хранилища «под завязку», посмотреть статистику по Германии, Франции, хоть там зимы и более мягкие. Однако там люди ожидают, что может быть холодно и понадобится дополнительный объем энергоресурсов. То есть — «везде суббота, а у нас четверг», как в анекдоте. Это — некомпетентность при подготовке к отопительному сезону.

Читайте также по теме