Для проведения капитального планового ремонта на Южно-Украинской атомной электростанции в Николаевской области 10 мая в 02:01 от энергосистемы Украины был отключен энергоблок №2. Таким образом, в работе находятся 10 из 15 энергоблоков четырех действующих АЭС Украины. На энергоблоке №2 Запорожской АЭС идут 93-ые сутки капитального планового ремонта, на энергоблоке №3 Запорожской АЭС – 25-ые сутки, на энергоблоке №5 Запорожской АЭС – 76-ые, на энергоблоке №2 Ривненской АЭС – 49-ые сутки капитального планового ремонта. О том, как отключение еще одного энергоблока повлияет на энергосистему страны, а также — решены ли проблемы с обеспечением углем тепловых электростанций, корреспондент ГолосUA расспросила эксперта по вопросам энергетики Валентина Землянского.
— Валентин, почему треть энергоблоков наших атомных станций нуждаются в ремонте? И как это скажется на энергосистеме Украины?
— В «Энергоатоме», в этом случае, все идет по плану. Вывод энергоблоков в плановый ремонт — абсолютно нормальная практика, никакого форс-мажора здесь нет. К тому же, логично останавливать их в теплое время года, а не зимой, когда наблюдается «пиковое» потребление электроэнергии. Хотя до майских праздников нехватка мощности в системе наблюдалась.
— Возможно ли было отсрочить плановые ремонты на АЭС?
— Нет. В теплое время года, когда длиннее световой день и потребление энергии падает — лучшее время для таких ремонтов.
— Из-за чего возникла нехватка мощностей в энергосистеме страны сейчас, весной?
— Причина — нехватка угля на теплоэлектростанциях. Именно поэтому возникло предложение повысить коэффициент использования установленных мощностей атомных энергоблоков до восьмидесяти пяти, прозвучавшее на СНБО. Попросту — недостает угля. Однако, мощностями атомных станций манипулировать достаточно рискованно. Они относятся к базовым: когда блок запускается, он выходит на проектную мощность по производству определенного объема электроэнергии, затем работает в определенных пределах. И резко его останавливать, чтобы потом перезапустить, или «подстегивать» — нельзя.
— Как тогда происходит регуляция поступления энергии в общую энергосистему?
— Для таких вещей существуют так называемые «маневренные мощности», — тепло- и гидроэлектростанции. Их можно либо быстро ввести в действие, либо — вывести, если нет потребности в большем количестве электроэнергии. Эти мощности перекрывают «пиковые» нагрузки в утренние и вечерние часы. У нас теплоэлектростанций не хватает угля. Поэтому и ремонты на АЭС нужно делать сейчас, ведь нет никаких гарантий, что ситуация с углем к зиме стабилизируется.
— Почему эта проблема до сих пор не решена?
— Ситуация на складах, вроде бы, начала улучшаться — за счет поставок угля из ДНР и ЛНР. Но до сих пор не решен вопрос с тарифообразованием, и это основная причина проблем в генерации. Попросту нет денег, чтобы закупать уголь. Плюс — необходимо пополнить запасы угля на складах к отопительному сезону. Нам нужно 3,5 млн. тонн угля.
— Покупает ли Украина электроэнергию сейчас, и — куда мы ее продаем?
— Мы продаем электричество в Крым, покапали в России. Но этого недостаточно. А когда у нас была возможность производства своей электроэнергии, ее перекрывали. Зачем — вопрос риторический.
— Ввиду того, что до сих пор сохраняется дефицит угля, могут ли повториться веерные отключения?
— Могут — если не стабилизируется ситуация с поставками угля, не наведут порядок в тарифных вопросах. С учетом последнего повышения тарифов, генерация могла бы работать нормально. Но у нас все идет с «перекосами», поэтому, да — такая угроза существует. Вариант аварийных, или так называемых «веерных» отключений электроэнергии возможен даже в теплое и светлое время года.
— Но часть дефицита электроэнергии весной и летом покрывают гидроэлектростанции…
— Из-за сухой весны, малого количества осадков, гидроэлектростанции в Украине работают на пределе. К тому же, с нарушением всех экологических норм.