Руководитель Минэнергоугля Украины Игорь Насалик предположил, что в случае полной блокады поставок антрацитового угля из Донбасса Украине придется прибегнуть к веерным отключениям электроэнергии. О том, как блокада угля из Донбасса повлияет на энергосистему страны, корреспондент ГолосUAрасспросил эксперта по вопросам энергетики Валентина Землянского.
— Как введение чрезвычайного положения из-за блокады угля из Донбасса поможет энергосистеме Украины?
— Введение чрезвычайного положения — это попытка взять ситуацию под контроль. То есть провести аудит над всеми энергоресурсами, и дать возможность использовать имеющиеся ресурсы для того чтобы нивелировать и минимизировать последствия подобного рода блокады из-за дефицита угля, который может возникнуть на украинских электростанциях. Удастся ли это сделать нашему правительству, сказать сложно. Скорее всего, — нет. Какое-то время можно будет продержаться на атомной генерации для того чтобы перекрыть недостающий уголь, но рано или поздно мы все равно придем к необходимости ограничения потребителей и к отключению электроэнергии. Потому что просто не будет хватать мощности. Это реальная и объективная картина, поэтому введение чрезвычайного положения не спасет от веерных отключений. Мы уже были в аналогичной ситуации в 2014 году, и это закончилось подписанием договора по поводу импорта электроэнергии. То есть, условно говоря, народные депутаты толкают Украину на подписание договора с Российской Федерации либо по импорту электроэнергии, либо по импорту угля, либо для закупки газа, которого в случае запуска газо-мазутных блоков явно не хватит в хранилищах и нужны будут дополнительные объемы.
— По вашим подсчетам, сколько реально осталось запасов угля и насколько их должно хватить?
— Реально запасов угля хватит на 25 дней. Ведь на складах осталось порядка 900 тысяч тонн угля антрацитовой группы. Но растянуть их на 40 дней как заявляет правительство, скорее всего, не получится. Все будет завесить от погоды. Если будет холодно, то потребление угля будет расти. Ведь его расход нужен для дополнительного потребления теплоэлектроэнергии. То есть, если мощности нет, то и взять ее будет негде. И вообще, зачем растягивать на 40 дней. Не проще ли Авакову послать туда спецназ и разблокировать пути. Ведь все происходить на территории подконтрольной Украине. И таким образом закрыть вопрос с активистами, устроившими блокаду.
— Если в ближайшее время блокада не прекратиться, стоит ли ожидать веерных отключений?
— Я сейчас прогнозировать не возьмусь. Давайте посмотрим на развитие ситуации через две недели. Если за это время поставок угля на территорию Украины не будет — веерные отключения станут неизбежными по всей стране. Зацепит всю Украину, и Киев не станет исключением. Будут выравнивать систему, потому что она будет работать в авральном режиме. Поэтому веерные отключения возможны в любом регионе Украины. Насколько именно и в каком порядке будут отключать людей от света, — пока сложно прогнозировать. Отмечу, что чаще будут отключать свет. По теплоносителям будут отключать на юго-востоке страны, где стоят антрацитовые ТЭЦ. Но давайте не забывать, что у многих стоят электрические котлы. Вот это — большая проблема. Вот из-за веерных отключений граждане рискуют остаться не только без света, но и без тепла зимой.
— Появилась информация, что цель данной блокады ослабление позиции Рината Ахметова, вы согласны с этим?
— Думаю, в данном случае он является пострадавшей стороной. Поэтому блокада не является целью ослабить позиции Ахметова. Цель данной блокады отвлечь внимание общественности от ситуации в стране и от решения конфликта на Донбассе. Чтобы все испугались, переживали и думали о том, как выжить, а не о том, как урегулировать ситуацию или кто виноват в том, что экономика страны оказалась в такой глубокой яме.
— Какие угрозы данная блокада может нанести украинской экономике?
— Прямые угрозы. Потому что первыми под веерные отключения попадают промышленные предприятия, что негативно скажется на падение ВВП. Потому что перед отключением населения отключаются промышленные предприятия. Не скажу цифры, но экономисты считали, что это может в итоге опустить рост ВВП ниже. Ведь остановится ряд промышленных предприятий, кроме тех, которые работают на броне. Они не отключаются, а переходят на минимальное потребление топлива и ночные смены. Там предусмотрены протоколы, как действовать в таких ситуациях. Поэтому предприятия, которые находятся на броне, не смогут остановиться навсегда. Чтобы они остановились, должен произойти развал системы – пока такой угрозы нет.